Наблюдая за игрой многих людей, я замечал, что многие любят выхватить талмуд правил и, помахивая им друг у друга перед носом, устроить очередной стоп - тайм. Что, они враги всего доброго, разумного, светлого ? Или поборники справедливости ?
Данная статья не призывает "делать как я" и не претендует на абсолютное знание. Это только мои измышления, которые, в принципе, могут быть в большей мере глубоко личностными и индивидуальными, не имеющими отношения к большому кругу людей.
После некоторых событий, мне все чаще стали приходить мысли - AD&D так ли это интересно? После игры они усилились. А когда услышал крики, мы крутые читеры, паурплейеры, прорвало ... Только не надо вспоминать "баланду о Мэверике" :)
Многие могут сказать, что мне не везло с модулями или DMом. Может быть, хотя у меня к людям, с которыми я играл нет никаких личных претензий, они совсем не дураки. Повторюсь, эта статья - это мои личные наблюдения и размышления.
Постараюсь объяснить о ком эта статья. Так вот, здесь я пытаюсь охватить тех людей, которые играют на полевках, именно играют, а не присутствуют или махают дрынами. Но в то же время, игра для них больше цель, чем возможность. Сейчас разверну :) Не секрет, что приезжая на игру, все мы ставим себе цели: объединить государство или добиться независимости, убить кровника или спасти всех убогих и т.д., и т.п. И в погоне за целью, многие вдруг забывают, что есть еще и жизнь. Все так стремятся хорошо сыграть - добиться своего, что совершенно не живут в этом мире. Понимаю, что 2-4 дня для этого мало, но нужно быть благодарными мастерам за эти дни. Жаль, ведь игра дает возможность, не только стать героем или богачом, кому что. Но и пожить. Пожить в другой жизни, если конечно захотите. И мне кажется, что для многих игроков опыт AD&D становится навязчивой привычкой, образом действий, некой запрограммированностью и предсказуемостью. Конечно, для объяснения нижеследующих моментов, вы найдете кучу причин помимо AD&D. Я нарочно сужаю и заостряю тему. Если людям удастся отбросить некоторые привычки AD&D они только выиграют.
Думаю, многие, занимающиеся ролевками, прошли через AD&D или до сих пор проходят. Я тоже ни избежал сей скорбной участи :) Не знаю повезло мне, или нет, но я начал играть в AD&D уже после того, как съездил на LRPG. Поэтому, первое время мне было довольно интересно, это новшество. Но потом ... Во-первых, для меня мир AD&D был чересчур хорошо описан в правилах, и видимо, в следствие этого, слишком тесен. Люди, игравшие со мной были естественно более искушенные в правилах и их иногда откровенно ставили в тупик мои идиотские поступки. "Это же глупо ? Можно было сделать то-то и то-то, чайник. Чуть всю партию не угробил", - говорили они. Да, вполне возможно, я был чайником. Думаю, так им и остался, потому что так и не выучил кучи таблиц и кипу правил о том как, что чекается, какие абилити у монстров, какие спас броски и т.д. Я пытался играть роль, честное слово :), не знаю как уж у меня получалось, но пытался. А потом надоело, стандартный набор: пришли, закупились, полезли куда надо ... или не надо, вернулись ... или не вернулись.
Я попытаюсь живописать то, что мне не понравилось. По сути дела цель жизни персонажа было манчкинство, в той или иной степени. Никто не ставил перед собой каких-то целей, помимо наживы :). Конечно - конечно, очень жаль убивать персонажа, на которого было потрачено столько времени и сил. Он такой клевый, раскачанный, и вообще не хочу я быть лохом на фоне остальных. Это чувство очень понятно и я сам испытываю его каждый раз, когда костлявая пытается схватить меня за горло. И тут то, начинается самое интересное, ты начинаешь выкручиваться, как в реальной жизни ... почти, как в реальной. Ведь в реальной жизни ты не можешь апеллировать к богам, а-ля DM Ваня, с которым ты 5 минут назад пиво пил. Не можешь ты в реальной жизни сказать завалившему тебя преподу, что это не по правилам, а значит либо зачет, либо ты с ним играть больше не будешь :) А здесь все проще. Вася класный парень и сам в модуле ходит, он тебя поймет и пожалеет. А не пожалеет, так мы еще посмотрим кто лучше талмуд штудировал. А вот в 3 редакции !!! ... И понеслось ... Для меня это все было филькиной грамотой, честно, иногда не понимал ни слова из грозных фраз пролетавших надо мной :) Обвиняющее - Манчкин ! А в ответ гордое - Я не манчкин, я читер !
А теперь перейдем к LRPG. Никто себя в выше означенном абзаце не узнал, ... что правда ? Неужели ни кто ? :) А вот я себя иногда узнаю, к счастью редко. На мой взгляд многие на LRPG даже и не пытаются играть, для них все игра заключается в количестве штурмов и убитых. Да, конечно, в истории были люди, которых тоже ничего не интересовало, кроме битв. Вот только, эти "игроки" не отыгрывают эти роли, они отыгрывают себя, такие каковы они есть в жизни, безусловно это достойно ... вопрос чего :) Но разговор о них это отдельная тема для размышлений, а мы поговорим о тех кто играет и пытается играть. Проблема, на мой взгляд, в том, что многие из играющих играют на LRPG так же, как в AD&D. Они переносят методы из AD&D на LRPG с небольшой адаптацией, а часто и без нее, и ждут результатов. А результаты то, зачастую фиговые :( Вернее они двойственны. Как вы считаете команда выигравшая игру и команда хорошо сыгравшая, это тождественно равные величины? ... По-моему нет. Вот и получается, что победить-то ты победил, а игру, вместе с тем, провалил :(
Первое это игровая смерть. О как же ее бояться игроки, подавляющее большинство воспринимает ее как позор, как личную неудачу, как провал роли. И по-моему, это зло AD&D. Безусловно есть роли, которые приводят к сворачиванию игры. Так они важны для все игровой реальности. Есть роли, которые требуют от игрока большой самоотдачи и влезания в шкуру персонажа, и оказываются настолько глубокими, что игрок после смерти также может смело отправляться домой. И все-таки, нельзя пытаться выжить любыми способами, в том числе неигровыми. Да ты можешь будучи благородным рыцарем, сломаться и спасти свою шкуру. Но апеллировать к мастерам или игрокам, что ты не можешь помереть, потому что это нечестно, прошло всего полдня игры, а ты так долго готовился ... Это же смешно. А потом, подумай, человек может тоже готовился к игре не меньше твоего, а ты своими выкрутасами ломаешь ему роль. Ну не мог он тебя не убить. Я ни в коем случае ни за то, чтобы игровая жизнь обесценивалась. Я даже сторонник идеи, чтобы при попадании в мертвятник, ты имел большой геморрой, для выхода обратно в игру. А для коротких игр может быть и олимпийская система: умер - уехал с полигона. Но умирать надо красиво, черт возьми. Не в том смысле, что героически, а если видишь, что да, смерть, не спорь, не ломай игру, не устраивай стоп - тайм, прими должное. Огорчает также и отношение живых к умершим. Это ни горе, ни сожаление, ни оплакивание. Закапали и забыли ни слез, ни скорби. Действительно, как можно оплакивать тех, к кому ты относишься как к неудачнику, который не смог извернуться, ни воспользоваться знакомством с мастером и остаться в живых. Да он же мертвый неудачник. А когда говоришь, что не захотел, это вообще выше понимания. Жаль, но очень редко видел я на играх скорбь по умершим, очень и очень жаль. Как часто правители забыв смерть своих близких и подданных, заключали договор с бывшим врагом. Конечно, мудрый правитель должен заботиться о живых, а не о мертвых. Но неужели так просто забыть о покойных? А все она, цель - победа !
Второе. Теперь, что касается подлых дел, как я это называю. Надоели обиды по жизни. У игроков AD&D есть просто изумительная слабость - они любят кучковаться, то бишь, собраться всем модулем, а уже потом приключаться. Понимаю, что так DMу легче. Но сколько я ни пытался расколоть модуль, это либо не получалось, либо на очень короткий срок. Конечно делать друг другу гадости, когда знаешь человека не первый год сложно даже по игре, но почему наши персонажи должны обходиться без шероховатостей, почему они так терпимы к своим спутникам, так тактичны. Вот и в LRPG начинается то же самое - внутри команды сыграть предательство! Всё, кинуты обиды и пальцы! И ты враг человечества и последняя сволочь! Пытаешься человеку объяснить, что это игра. В ответ получаешь, что ты его роль по жизни загубил, гад! Абзац, комментарии излишни. Помнится, будучи телохранителем герцогини, в ответ на то, что я человек низкого сословия, парировал, что все течет, все изменяется. Это был до игровой сбор. Так меня полчаса пытали, не собираюсь ли я прикончить герцога, а если я это сделаю, то за мной никто не пойдет. Это было весьма серьезно заявлено по жизни. Но милые мои, если в игре я добьюсь герцогского кресла-качалки, неважно как, но игровыми методами, вы будете реагировать руководствуясь личной приязнью? Да, тяжело забыть о себе лично и подумать как бы поступил твой персонаж, а не ты. А никто не обещал в пути кормить! А то что вы не ожидали от меня такой подлости, так это игра, в которой помимо белых и пушистых есть скользкие и вонючие, а враги не всегда благородны. Могут быть и мерзкими и ударить в спину. Об этом почему-то забывают. А может быть хотят забыть. А то ведь, если я Пете гадость теперь сделаю, он мне может на следующей игре подложить свинью. А то еще и из модуля выкинут.
Третье, это у нас будет любовь к маг шмоткам. Очередной атавизм AD&D. Как верно поется в одной песне: раз не взял +5-ый меч, значит есть два +6-ых. Ну это нормальное, человеческое желание иметь пушку побольше. И я только за, дать человеку плюшки, если у него а) красивая весчь, б) он разумно обосновал, почему ему это должны дать. Вроде бы все довольны и счастливы. Но как мне жаль бедных мастеров, когда из них начинают выбивать всяческие вкусности, либо давить на жалость. А чем мой меч хуже, а почему моя кольчуга защищает хуже чем его кожаный доспех. Совсем неважно, что его кольчуга больше напоминает бронемайку, а из поддоспешника только вторая майка. Такие вот "маечные" доспехи получаются. Но раз кольчуга есть, вынь да подай сертификат на средний доспех! А то, что при взгляде на кожаные доспехи хочется брать слепки с рук владельца, а доспех повесить на видном месте и пылинки сдувать, владельца бронемайки тоже не интересует. В правилах сказано кожаный - легкий, значит легкий. А иначе, это мастерский произвол! И аксиома: МАСТЕРА - КОЗЛЫ ! Многие не хотят понимать, что это на бумаге кожаный доспех не отличается от другого. А в жизни практически не встречаются два одинаковых доспеха, клинка и т.д. И мастерам приходится оценивать их субъективно, руководствуясь своим вкусом, опытом и качеством изготовления. Жаль конечно, когда кирасу чипуют как легкий доспех. А что делать, если она сделана из жести. А двуручники весом 300г, когда ими фехтуют как шпагами. Самим ведь смешно становится. Да, да, да. В AD&D есть четкие таблицы доспехов и оружия и вообще всего. И там с оценкой все довольно просто, жизнь, дорогие мои, преподносит сюрпризы.
Четвертое. О, это мое любимое - читеры :) Великие умы и хитрые задницы, буквоеды и юристы, капабланки и бендеры в одном лице :) Из них получаются отличные игроки в MTG и WARHAMMERы, и иже с ними. Окрыленные успехом, они играют на LRPG теми же способами и часто выигрывают. Как им кажется :) Они все отдают для достижения цели, они безупречно знают правила и все нестыковки в них. Они действительно добиваются цели и с гордостью рассказывают о том, что благодаря им светлые победили. А то что назгулы вели себя гораздо более благородно и человечно, нежели Элронд, их не интерисует. Мелочь, ради победы светлых Элронд мог и поступиться своей совестью, характером, мировоззрением, мог бы даже использовать кольцо всевластья, если бы дали. Для меня же в этом случае роль Элронда безнадежно провалена :( Несчастные читеры, мне их искренне жаль. Вся энергия этих людей уходит на то, чтобы добиться цели, пробежать по этом болоту жизни, перебрасывая мостки с одного островка на другой. А если оглянуться, что сзади ? Лучше бы вы в реальной жизни были столь же целеустремленные. Отсюда и недовольство правилами. Которые, конечно же дырявые. Ведь, по моему разумению, правила LRPG призваны не указывать игроку, как ему жить, а лишь описать мир, в котором придется жить, весьма условно описать. Сравните какой-нибудь rolebook и правила игры. Не могут мастера описать мир досконально, да наверное и не хотят. Поэтому хочется воззвать: БОЛЬШЕ ИГРЫ, МЕНЬШЕ БУКВОЕДСТВА ! И как раз любовь к цитированию правил, я считаю одной из самых неприятных привычек AD&D.
Пятое. Даже не знаю как это обозвать. Недостаток игровой информации что ли? В жизни порядка 90% информации о мире мы получаем посредством зрения. В AD&D зрение не приносит нам никакой информации и игроки вынуждены восполнять этот пробел, долго и нудно расспрашивая, DMа, что я вижу и т.д. и т.п. Ничего не поделаешь, но таковы законы жанра, по другому не получается. А вот когда я слышу подобное в LRPG, хочется повеситься. А все от того, что "великие игроки" считают себя столь великими, что им вовсе не обязательно беспокоится о костюме. И вообще окружающие должны быть рады самому их присутствию, а не задавать глупые вопросы, где твой прикид? И кого я вижу? Все мы занятые люди, у всех у нас куча проблем. Только кто-то готовится к игре, выказывая тем самым элементарное уважение к мастерам, которые взялись за эту головную боль. А кто-то имел всех ... ввиду. Камуфляж, безусловно, это очень удобно и практично. Как и балахон с джинсами, косухи и кроссовки. Только вот кто он в камуфле не очень понятно, вернее, совсем непонятно. Зановесочных эльфов помните ? Думаете, в джинсах и косухе вы выглядите лучше ? А универсальный прикид всех времен и народов - плащ, под которым цивильная одежда. Причем плащ модели - без слез не взглянешь. Гэндальфа в кроссовках видели ? Нет ??? А я видел, ничего, кроме смеха он мне внушить не смог. Правда от смеха я чуть не умер. А на И6Г помню островитян в камуфляже, ну хоть бы в тельниках были что ли ... Вот такое пофигическое отношение к костюму приводит к тому, что эльфа не отличить от орка или гнома. По-моему пора на играх вводить мастера по антуражу, который отсеивал бы народ, не почесавшийся ничего сделать.
Шестое, но не последнее по значимости. Элаймент. Угадайте какой чаще всего выбирают элаймент AD&Dшники? Правильно, хаотик нейтрал :) Потому что с такой моралью проще всего, да и любой поступок можно оправдать. Хотел я как-то пойти законопослушным - хорошим, так меня DM не пустил, чтобы я партии лишнего геморроя не создавал сошлись на хаотик гуд :) Вот и в LRPG, многие хаотик нейтрал и все тут. И эльфы и орки. Для Перумова, такая фишка возможно и прокатит. А когда видишь такое попустительство на играх по Толкину, жалко дедушку становится :(. Так и хочется сказать, легким путем идете товаГисчи. Почему вы боитесь быть злыми и коварными, и наоборот добрыми и великодушными ? Все пытаетесь в золотую серединку попасть. А может она вовсе и не золотая, а вовсе и посредственная ?
Седьмое и несколько выходящее за рамки темы, хотя любой из предыдущих пунктов имеет продолжение. Так вот, седьмое - это игровой идиотизм. В модуле я не видел более 10 человек ни разу. Наверное поэтому, почти всегда царил информационный коммунизм. Все получали информацию примерно в одинаковом объеме, слишком нудно выходить из комнаты наедине. Да и ранг игроков, как правило, был одинаков, сила привычки оказывается слишком велика и на игре Вася отказывается подчиняться сокурснику Пете. А теперь вспомним LRPG. Вам не надоели короли, ходящие в гости друг к другу? А почему стража требует у охранников торговца сдать оружие? А каждый бродяга требует, что бы его привели ни много ни мало к королю, герцогу и т.д. Княгиня, которую больше всего на свете интересовало закрыты ворота или нет? А капитан стражи на что ? Хотя, княгиня с манией преследования или с боязнью открытых пространств, прикольно :) У многих игроков, получивших роль с высоким статусом, наблюдается желание влезть во все мелочи. Ну не царское это дело :) Оставьте людям самостоятельность, а игроки на должностях прислуги ... Конюх, который посылает князя. А если приходит посольство, то народ приходится пинками отгонять от княжеского шатра. Им видите ли интересно послушать :). И еще многое, многое, многое ...
P.S. Вспомните о том, что это ИГРА. Вспомните и попробуйте быть такими, какими вы хотели бы быть, но по многим причинам не можете быть в реальной жизни. Думаю, что эта статья еще не закончена ... :) Пишите и возможно ваше имя появится на пустых страницах :)