Ролевые игры
Что вы представляете себе, когда слышите о ролевых играх? Diablo всевозможные? А о полевых ролевых играх? "Ага, слышал! Это которые с мечами по лесам бегают? Как их? Толкинисты! Во!" Ну-ну. Странные вещи можно прочитать о себе в прессе... А ведь именно из прессы черпают информацию незнакомые с RPG люди. Ладно. Сейчас я вам все растолкую.
Суть ролевой игры в том, что реальный человек
"перевоплощается" в некоего персонажа, обладающего иным характером, иными
способностями, чем сам игрок. В кого перевоплощаться — зависит от мира,
в котором разворачивается игра, и от желания игрока. Как перевоплощается?
Вот тут-то и появляются различия между "Diablo" и "толкинистами с мечами".
Серьезные люди, подходящие к RPG (Role Playing
Game) не как к хобби и отдыху, а как к инструменту, позволяющему реабилитировать
людей с психическими травмами, изучать социальные и экономические процессы
в обществе, заниматься "исторической реконструкцией", назвали ролевую игру
"игровым моделированием". И как любая модель, ролевые игры могут отражать
разные стороны процесса с разной степенью приближения.
Из множества действ, которые можно назвать
ролевыми играми, я бы выделил три наиболее интересных: компьютерные игры,
настольные и то, что на Западе называют "Life Action Role Playing" — "живые
ролевые игры".
Думаю, что компьютерные RPG в особых комментариях
не нуждаются. Все они ограничивают свободу действий игрока, имеют очень
небольшое число вариантов развития событий (тем и плохи). Отдельно стоит,
пожалуй, упомянуть лишь игры типа MUD или MUSH. Это чисто сетевое развлечение,
в котором множество игроков общаются между собой в онлайновом текстовом
режиме. Как утверждают специалисты, штука интересная, но специфичная (не
все любят передвигаться по виртуальному пространству с помощью текстовых
команд). Адрес, по которому можно найти кучу соответствующих ссылок, —
www.mud.dn.ua.
Второй тип игр — настольные, иногда называемые
"словесками". Они дают игроку поистине безграничные возможности, но требуют
развитого воображения. Дело в том, что вся игра происходит в форме диа-(и
более)-лога. Собираются несколько человек в помещении (можно и на природе,
но стол тяжело тащить), достают бумажки, ручки... Каждый персонаж имеет
некоторое число характеристик, отражающих его умения, ТТХ, состояние, начиная
от личного обаяния и заканчивая способностью пробить доспехи класса N мечом
типа Z. Кроме игроков, которых редко бывает больше 6-8 человек, в игре
участвует мастер — человек, отвечающий за весь окружающий игроков мир.
Игроки заявляют действия, мастер с помощью игральных костей (для получения
случайных чисел) и груды уравнений определяет и сообщает игроку их результат.
Гораздо более полное и более удачное описание "словесок", логи минувших
игр и многое другое можно найти на странице Ратимира (members.tripod.com/~Ratimir).
Здесь есть даже фотографии игральных костей и развертки для их самостоятельного
изготовления. Приятное оформление сочетается с достаточно высокой информативностью.
А на www.rpg.ru представлены вообще все типы ролевых игр, имеется большая
подборка материалов и по "словескам". Страница хорошо оформлена, но, по-моему,
слегка сумбурна. Легкое ощущение незаконченности, разрозненные материалы
и излишняя серьезность — минусы, хоть и небольшие.
Остановимся на третьем типе игр — полевых
— том, что в прессе часто называют "толкиенизмом". Однако, на самом деле,
толкиенизм — увлеченность произведениями Дж. Р. Р. Толкиена, а не ролевыми
играми. Просто по Толкиену было много игр. Да, в общем-то, и сейчас это
один из самых популярных сюжетов. Но не стоит углубляться в терминологию.
Внутри этого типа игр можно выделить множество подтипов — полевые, павильонные,
"экономички", "политички", "маньячки" и т. д. Но суть практически всегда
одинакова — от двух десятков до тысячи людей собираются (преимущественно
на природе), выбирают роли (обычно задолго до начала игры) и начинают действовать
в рамках этой роли (или вне рамок, что пресекается разными методами). А
поскольку игроки одеты в соответствии с отыгрываемой реальностью и общаются
между собой тем штилем, который диктует роль, — все это выглядит достаточно
впечатляюще. Согласитесь, не каждый день в лесу встретишь фалангу одетых
в доспехи верзил ("семь на восемь, восемь на семь, сорок пять на босу ногу"),
утверждающих, что они — эльфы. Надо сказать, что проходят игры не только
по фантастическим сюжетам, но и по различным моментам истории. Наиболее
популярными являются Русь IIX-X веков, западное Средневековье от IX века
и до последних Крестовых походов, иногда Древняя Греция. Позднее XVI века
играют редко — романтика исчезает, появляется огнестрельное оружие, навязывающее
совершенно иные боевые правила. Впрочем, были игры и по первобытнообщинной
жизни, и по Смутному Времени.
Страниц, посвященных подобным играм в Интернете,
— не считано. Самый большой сайт — "Арда-на-Куличках" (kulichki.rambler.ru/tolkien).
Здесь есть все. Этот огромный сайт содержит правила игр, начиная с 1990
года, отчеты, заметки, фотографии. Большое количество игрового и околоигрового
творчества, хотя основа сайта — толкиенизм. Здесь же можно найти в неимоверном
количестве ссылки на русские и англоязычные страницы. Превосходное оформление,
продуманная структура, постоянно обновляется... Только вот за последний
год он стал какой-то неживой — как сервер новостей — за страницей не видно
автора, вернее, авторов. Все слишком профессионально, отлажено, обезличено.
И глаза разбегаются. По такому сайту не прогуляешься в охотку, сюда — только
за конкретной информацией. Но это мое личное мнение. Завидую, наверно.
Интереснее пройтись по небольшим страничкам,
на которые есть ссылки в разделе "Палантир Ортханка". У каждой — свой уклон,
на каждой — своя точка зрения на RPG. Они несколько раскованней и проще,
но есть и такие, которые сложностью оформления не уступают "Арде". Тут
никто не пытается объять необъятное. Кто-то делает упор на изготовление
игрового оружия, кто-то — на фотографии игр, кто-то — на свое литературное
творчество.
Кстати, о творчестве. Богатый впечатлениями
игровой мир породил множество прекрасных авторов песен и книг. В отличие
от современных бардов, здесь авторы песен называют себя менестрелями. Их
песни не звучат по радио и телевизору, но, поверьте, от этого они не менее
достойны внимания.
Интересна в этом плане страница Элинор, здорово
оформленная и богатая информацией (www.fbit.ru/elinor).
Ее несколько портит пристрастие создательницы к большим и красивым картинкам.
Для владельцев нешустрых модемов это весьма неудобно. Здесь выложено много
стихов и песен авторов-ролевиков, но, увы, — музыкальных файлов нет. А
есть они на странице Славика Толченова, мастера и игрока (www.tol.humanus.ru),
к сожалению, только в формате Real Audio.
Из страниц, посвященных литературе, можно
упомянуть страницу Алексея Свиридова, человека в ролевой тусовке известного
очень широко (www.chat.ru/~swiridov).
Остальные авторы персональными страницами пока не обзавелись, но множество
их текстов лежит на все той же "Арде-на-Куличках".
Помимо произведений, вторичных по отношению
к RPG, как вы понимаете, существуют тексты, по которым-то и создаются игры.
Играть можно, конечно, и по Достоевскому, но наиболее популярными оказываются
фантастика и героический эпос различных народов. Большая страница, наполненная
мифами и легендами, — www.fbit.ru/free/myth.
Теперь допустим, что я хочу играть, а руки
у меня не оттуда растут? Или просто времени нет? Кто сделает игровой прикид,
оружие? Вашими проблемами с удовольствием займутся создатели страницы "Игровая
ярмарка" (www.8ka-campus.mipt.ru/~mikle/nikita).
Да с каким удовольствием займутся, учитывая тамошние цены! Увы, цены вполне
оправданы, поскольку работа в основном ручная. В других местах намного
дешевле вы не найдете. Таким образом, если вы жить не можете без сумочки
с кельтским узором, славянской рубахи X века или доспех-бригандины, — вам
сюда. Удачное оформление сайта со стилизациями под средневековые гравюры,
имеются фотографии с образцами продукции. А если отбросить в адресе "nikita"
и добавить "main.sihtml", то на совсем молодой страничке Майкла вы найдете
информацию о том, как сделать, скажем, арбалет. Интересна в этом плане
и "Лисья Нора" с "Кузницей" (www.chat.ru/~daern).
Нигде еще в Сети я не читал о том, как надо балансировать меч. Очень познавательно!
Среди прочих упомяну собственную страницу
— не потому, что выдающаяся, а потому, что своя, — www.pirit.com/~meller
— заходите, милости просим. Фотографии, отчеты, статьи, песни — всего понемногу
Подведем итог. Если вы желаете познакомиться
с RPG, составить мнение о ролевых играх — вам на "Арду". Туда же стоит
сходить, если вам нужен календарь игр на 1999 год, если вы хотите найти
знакомого ролевика по игровому имени, если хотите потрепаться в чате с
ролевиками и толкиенистами или ознакомиться с правилами первых Хоббитских
Игрищ. Оттуда же можно выйти почти на любую другую страницу, более-менее
связанную с RPG и толкиенизмом. За стихами и песнями лучше идти на страницы
Толченова и Элинор. Заказать оружие и доспехи можно и в менее солидных
местах, чем "Игровая ярмарка", но для этого нужно знать, как эти места
найти. Не знающие потеряют не слишком много, но приобретут вожделенный
"кошелек с узором любых стран и народов", не вставая с кресла.
Вот, пожалуй, и все. Итак, просвещайтесь,
господа! А если мир ролевых игр увлечет вас настолько, что вы захотите
поучаствовать, не стоит удивляться тому, как сильно он отличается от мира,
описанного в Интернете.