Кажется, я отвык обходиться без комментариев... Статья была напечатана в июньском номере журнала Мир Интернет. Одному из создателей журнала показалось, что статья о ролевых играх в сети как нельзя более подошла бы к теме номера. The Military. Редакторами и корректорами были внесены всякоразные "поправки", кое-что было почикано вовсе. Это добавило корявости, но и только. А вот картиночка... Нет, не скриншоты с лицевых страниц "Ярмарки", "Арды" и страницы Элинор; в качестве иллюстрации к статье была помещена картинка типа "коллаж". Смотришь на нее и чувствуешь, как пульсирует и бьется в твоей душе... шизофрения.
     Фон: аэрофотосъемка каких-то песчаных карьеров.
     Передний план: в углу - кусок замка (единственный элемент хоть как-то в тему), по центру - существо неясного пола в белых хламиде и головной повязке, с черной повязкой на глазах, затягивает у себя на шее петлю. За спиной этой фигуры - тень ниндзи, замахнувшегося катаноидом. В нескольких местах картинки - некая девица в вызывающей позе. По контуру во многих местах - рука с петлей. (Пригледелся и понял - это не петля, в руке существа непонятного назначения рогулька.) Все исчеркано стрелками и исписано словами: "Роль", "Эльфы", "Балансировка меча".
    Вот так.


Перевоплощения

Ролевые игры

     Что вы представляете себе, когда слышите о ролевых играх? Diablo всевозможные? А о полевых ролевых играх? "Ага, слышал! Это которые с мечами по лесам бегают? Как их? Толкинисты! Во!" Ну-ну. Странные вещи можно прочитать о себе в прессе... А ведь именно из прессы черпают информацию незнакомые с RPG люди. Ладно. Сейчас я вам все растолкую.

     Суть ролевой игры в том, что реальный человек "перевоплощается" в некоего персонажа, обладающего иным характером, иными способностями, чем сам игрок. В кого перевоплощаться — зависит от мира, в котором разворачивается игра, и от желания игрока. Как перевоплощается? Вот тут-то и появляются различия между "Diablo" и "толкинистами с мечами".
     Серьезные люди, подходящие к RPG (Role Playing Game) не как к хобби и отдыху, а как к инструменту, позволяющему реабилитировать людей с психическими травмами, изучать социальные и экономические процессы в обществе, заниматься "исторической реконструкцией", назвали ролевую игру "игровым моделированием". И как любая модель, ролевые игры могут отражать разные стороны процесса с разной степенью приближения.
     Из множества действ, которые можно назвать ролевыми играми, я бы выделил три наиболее интересных: компьютерные игры, настольные и то, что на Западе называют "Life Action Role Playing" — "живые ролевые игры".
     Думаю, что компьютерные RPG в особых комментариях не нуждаются. Все они ограничивают свободу действий игрока, имеют очень небольшое число вариантов развития событий (тем и плохи). Отдельно стоит, пожалуй, упомянуть лишь игры типа MUD или MUSH. Это чисто сетевое развлечение, в котором множество игроков общаются между собой в онлайновом текстовом режиме. Как утверждают специалисты, штука интересная, но специфичная (не все любят передвигаться по виртуальному пространству с помощью текстовых команд). Адрес, по которому можно найти кучу соответствующих ссылок, — www.mud.dn.ua.
     Второй тип игр — настольные, иногда называемые "словесками". Они дают игроку поистине безграничные возможности, но требуют развитого воображения. Дело в том, что вся игра происходит в форме диа-(и более)-лога. Собираются несколько человек в помещении (можно и на природе, но стол тяжело тащить), достают бумажки, ручки... Каждый персонаж имеет некоторое число характеристик, отражающих его умения, ТТХ, состояние, начиная от личного обаяния и заканчивая способностью пробить доспехи класса N мечом типа Z. Кроме игроков, которых редко бывает больше 6-8 человек, в игре участвует мастер — человек, отвечающий за весь окружающий игроков мир. Игроки заявляют действия, мастер с помощью игральных костей (для получения случайных чисел) и груды уравнений определяет и сообщает игроку их результат. Гораздо более полное и более удачное описание "словесок", логи минувших игр и многое другое можно найти на странице Ратимира (members.tripod.com/~Ratimir). Здесь есть даже фотографии игральных костей и развертки для их самостоятельного изготовления. Приятное оформление сочетается с достаточно высокой информативностью. А на www.rpg.ru представлены вообще все типы ролевых игр, имеется большая подборка материалов и по "словескам". Страница хорошо оформлена, но, по-моему, слегка сумбурна. Легкое ощущение незаконченности, разрозненные материалы и излишняя серьезность — минусы, хоть и небольшие.
     Остановимся на третьем типе игр — полевых — том, что в прессе часто называют "толкиенизмом". Однако, на самом деле, толкиенизм — увлеченность произведениями Дж. Р. Р. Толкиена, а не ролевыми играми. Просто по Толкиену было много игр. Да, в общем-то, и сейчас это один из самых популярных сюжетов. Но не стоит углубляться в терминологию. Внутри этого типа игр можно выделить множество подтипов — полевые, павильонные, "экономички", "политички", "маньячки" и т. д. Но суть практически всегда одинакова — от двух десятков до тысячи людей собираются (преимущественно на природе), выбирают роли (обычно задолго до начала игры) и начинают действовать в рамках этой роли (или вне рамок, что пресекается разными методами). А поскольку игроки одеты в соответствии с отыгрываемой реальностью и общаются между собой тем штилем, который диктует роль, — все это выглядит достаточно впечатляюще. Согласитесь, не каждый день в лесу встретишь фалангу одетых в доспехи верзил ("семь на восемь, восемь на семь, сорок пять на босу ногу"), утверждающих, что они — эльфы. Надо сказать, что проходят игры не только по фантастическим сюжетам, но и по различным моментам истории. Наиболее популярными являются Русь IIX-X веков, западное Средневековье от IX века и до последних Крестовых походов, иногда Древняя Греция. Позднее XVI века играют редко — романтика исчезает, появляется огнестрельное оружие, навязывающее совершенно иные боевые правила. Впрочем, были игры и по первобытнообщинной жизни, и по Смутному Времени.
     Страниц, посвященных подобным играм в Интернете, — не считано. Самый большой сайт — "Арда-на-Куличках" (kulichki.rambler.ru/tolkien). Здесь есть все. Этот огромный сайт содержит правила игр, начиная с 1990 года, отчеты, заметки, фотографии. Большое количество игрового и околоигрового творчества, хотя основа сайта — толкиенизм. Здесь же можно найти в неимоверном количестве ссылки на русские и англоязычные страницы. Превосходное оформление, продуманная структура, постоянно обновляется... Только вот за последний год он стал какой-то неживой — как сервер новостей — за страницей не видно автора, вернее, авторов. Все слишком профессионально, отлажено, обезличено. И глаза разбегаются. По такому сайту не прогуляешься в охотку, сюда — только за конкретной информацией. Но это мое личное мнение. Завидую, наверно.
     Интереснее пройтись по небольшим страничкам, на которые есть ссылки в разделе "Палантир Ортханка". У каждой — свой уклон, на каждой — своя точка зрения на RPG. Они несколько раскованней и проще, но есть и такие, которые сложностью оформления не уступают "Арде". Тут никто не пытается объять необъятное. Кто-то делает упор на изготовление игрового оружия, кто-то — на фотографии игр, кто-то — на свое литературное творчество.
     Кстати, о творчестве. Богатый впечатлениями игровой мир породил множество прекрасных авторов песен и книг. В отличие от современных бардов, здесь авторы песен называют себя менестрелями. Их песни не звучат по радио и телевизору, но, поверьте, от этого они не менее достойны внимания.
     Интересна в этом плане страница Элинор, здорово оформленная и богатая информацией (www.fbit.ru/elinor). Ее несколько портит пристрастие создательницы к большим и красивым картинкам. Для владельцев нешустрых модемов это весьма неудобно. Здесь выложено много стихов и песен авторов-ролевиков, но, увы, — музыкальных файлов нет. А есть они на странице Славика Толченова, мастера и игрока (www.tol.humanus.ru), к сожалению, только в формате Real Audio.
     Из страниц, посвященных литературе, можно упомянуть страницу Алексея Свиридова, человека в ролевой тусовке известного очень широко (www.chat.ru/~swiridov). Остальные авторы персональными страницами пока не обзавелись, но множество их текстов лежит на все той же "Арде-на-Куличках".
     Помимо произведений, вторичных по отношению к RPG, как вы понимаете, существуют тексты, по которым-то и создаются игры. Играть можно, конечно, и по Достоевскому, но наиболее популярными оказываются фантастика и героический эпос различных народов. Большая страница, наполненная мифами и легендами, — www.fbit.ru/free/myth.
     Теперь допустим, что я хочу играть, а руки у меня не оттуда растут? Или просто времени нет? Кто сделает игровой прикид, оружие? Вашими проблемами с удовольствием займутся создатели страницы "Игровая ярмарка" (www.8ka-campus.mipt.ru/~mikle/nikita). Да с каким удовольствием займутся, учитывая тамошние цены! Увы, цены вполне оправданы, поскольку работа в основном ручная. В других местах намного дешевле вы не найдете. Таким образом, если вы жить не можете без сумочки с кельтским узором, славянской рубахи X века или доспех-бригандины, — вам сюда. Удачное оформление сайта со стилизациями под средневековые гравюры, имеются фотографии с образцами продукции. А если отбросить в адресе "nikita" и добавить "main.sihtml", то на совсем молодой страничке Майкла вы найдете информацию о том, как сделать, скажем, арбалет. Интересна в этом плане и "Лисья Нора" с "Кузницей" (www.chat.ru/~daern). Нигде еще в Сети я не читал о том, как надо балансировать меч. Очень познавательно!
     Среди прочих упомяну собственную страницу — не потому, что выдающаяся, а потому, что своя, — www.pirit.com/~meller — заходите, милости просим. Фотографии, отчеты, статьи, песни — всего понемногу
     Подведем итог. Если вы желаете познакомиться с RPG, составить мнение о ролевых играх — вам на "Арду". Туда же стоит сходить, если вам нужен календарь игр на 1999 год, если вы хотите найти знакомого ролевика по игровому имени, если хотите потрепаться в чате с ролевиками и толкиенистами или ознакомиться с правилами первых Хоббитских Игрищ. Оттуда же можно выйти почти на любую другую страницу, более-менее связанную с RPG и толкиенизмом. За стихами и песнями лучше идти на страницы Толченова и Элинор. Заказать оружие и доспехи можно и в менее солидных местах, чем "Игровая ярмарка", но для этого нужно знать, как эти места найти. Не знающие потеряют не слишком много, но приобретут вожделенный "кошелек с узором любых стран и народов", не вставая с кресла.
     Вот, пожалуй, и все. Итак, просвещайтесь, господа! А если мир ролевых игр увлечет вас настолько, что вы захотите поучаствовать, не стоит удивляться тому, как сильно он отличается от мира, описанного в Интернете.
 

Алексей Меллер,
meller@aha.ru

 
Возврат на предыдущую страницу