справка для набора реквизита
1. Что называется, общее понятие
Стоит помнить, что в пределах Евразии есть три мало пересекающихся мира - средиземноморский, центрально- и североевропейский (лесной) и степной, от юго-восточной Европы до Монголии и севера Китая. Внутри каждого мира изменения гораздо медленнее, чем это кажется. Простой пример - будучи завоеваны франками, римские провинции навязали-таки римские законы и обиход, вплоть до отказа от ношения штанов к середине Средневековья. Точно так же и степной мир, освоив минимум нововведений в начале железного века, вплоть до конца Средневековья пользовался теми же достижениями цивилизации, не нуждаясь в их модернизации.
Главные отличительные черты степного мира сформировались под влиянием двух больших культурных общностей - индоевропейских (иранских) и тюркских племен. От первых был унаследован (первым слоем, примерно с VIII в. до н.э. до III в. н.э.) сам способ ведения хозяйства и войны, военная аристократия, тактика легкой конницы и т.п. От вторых были получены стремена, сабли, халат как основная одежда, привычка носить усы без бороды и тому подобные примочки.
2. Образ жизни и внешний вид
Итак, образ жизни степного населения - кочевое скотоводство, и этим все сказано. Никто не строит городов, поскольку их нельзя взять с собой, уходя на новые кочевья (а плечо перегона между зимними и летними кочевьями может достигать сотен километров). Зимой племена (племенные союзы) обычно уходят на т.н. зимние кочевья, у самых продвинутых племенных союзов для этого построены-таки города, но они заселяются строго сезонно, с поздней осени до ранней весны. Таким городом, например, первоначально был Сарай - столица Хазарии (возможно, что и само слово означает зимнюю стоянку, точно не помню, и посмотреть негде). В летнее время население живет в кибитках-шатрах-юртах, сделанных разборными из отдельных шкур/войлоков для удобства кочевки. Устройство можно посмотреть у аутентичной казахской юрты, сохранившейся с тех времен без особых изменений. В центре юрты горит очаг, над ним стоит или висит котел. Население распределяется по окружности вдоль стен. Самое почетное место - напротив входа.
Еще со времен иранского (арийского) господства в степях (VIII в. до н.э. - IV в. н.э.), когда моду и образ жизни диктовали то одно, то другое их племя (киммерийцы-скифы-сарматы-савроматы...) население перемещалось в пространстве верхом на лошадях, а имущество и гражданское население кочевало на телегах - практически, тех же арбах с огромными колесами.Также, население поголовно одевается в распашную одежду (типа халата или кафтана) и штаны. На голове обязательно круглая шапочка с острым концом, шляпа либо башлык. От башлыка (без завязок), вырезанного за ушами, происходит популярная в степях шапка-треух с длинным затыльником (наиболее характерный пример сохранился до сих пор в Башкирии). Самые древние образцы можно подсмотреть на греческой вазописи - греки традиционно изображали амазонок так, как выглядели и одевались персы, вплоть до штанов и башлыков. Вклад тюрок во внешний вид заключался во внедрении халата. Кафтан, как более короткая разновидность распашной одежды, был известен еще иранцам, а от них и славянам лесостепной зоны. Кафтан мог быть полностью распашным, а мог распахиваться только сверху до пояса. Запах был минимальным, часто кафтан застегивался встык. Удерживался он исключительно застежками типа пуговиц с противолежащими петлями - "разговорами". Возвращаясь к халату, стоит подчеркнуть, что халат застежек не имел, и удерживался только длинным тканым поясом. Халат имел значительный запах именно по этой причине; полы кончались где-то на середине голени, или опускались еще ниже. Рукава - !!! - были длиннее современной одежды, поскольку заменяли рукавицы. Нормальная их длина была не меньше чем до первого сустава большого пальца, а с тыльной стороны край рукава еще и образовывал полукруглый клапан, доходящий до костяшек. Рукава были зауженные от локтей к запястьям. Большинство кочевников жили патриархально, хотя известны и примеры эмансипированных племен, например, сарматы так в свое время и прозывались - "женоуправляемые". Кипчаки практиковали ограниченную эмансипацию - управлять племенем женщине бы не дали, но женщины-воительницы были распространенным явлением.
Основой рациона было мясо и кислое молоко. Мясо поедалось в основном вареным, вполне возможно что уже был известен плов (в соотв. регионах). Супы не практиковались, за отсутствием овощеводства, кроме классической шурпы из трех продуктов - мяса, воды и соли. Основным напитком был айран - разбавленное кислое молоко. На пирах и во время религиозных обрядов пили также кумыс, изготовляемый из кобыльего молока. Хлеб присутствовал в виде пресных лепешек (ираноязычные скотоводы обожествляли хлеб и почитали все его проявления, от каши до лепешек. Тюрки таких сантиментов уже не знали.). У монголов основой походной еды служили сушеное мясо (иногда даже сырое - "бифштекс по-монгольски": плоский кусок мяса клался под седло и вынимался через некоторое время скачки еще более сплющенным и отчасти просоленным) и сушеный творог (хурут), который ели так и засыпали в похлебку. Непонятно, были ли монголы изобретателями этих гастрономических изысков, но вряд ли это практиковалось западнее Казахстана - это все необходимо только в пустой степи, где до ближайших объектов грабежа скакать и скакать.
3. Религия
Основные религии степняков сводятся к обожествлению стихий, хотя бывают и более отвлеченные материи. Так, для иранцев основным объектом поклонения был огонь, но они знали и персонифицированных богов (общеиндоевропейское наследие). Хазары и прочие тюркские племена обожествляли небо (Хан-Тенгри), способное разразиться грозой и ветрами. Для кипчакских племен боги были несколько иными, на той же стихийной основе. В принципе, иранские племена так или иначе имели религию с богами и развитым жречеством, а тюркские имели более примитивную религию, плавно переходящую в шаманизм.
4. Война
Основным оружием степняков всегда был лук,
поскольку оставлял меньше времени между
обнаружением цели и ее поражением, будь то заяц или прохожий. Основным
видом боя было обстрелять, снова обстрелять - и наконец, спешиться и дорезать
недобитых и увертливых. Помимо луков, в ходу были, однако, и копья (пики),
и топорики. Клинковое оружие служило в основном для нарезания полусваренного
мяса. Только у самых богатых племен возникала необходимость в бронированных
меченосцах, чтобы иметь преимущество в последней фазе боя. После изобретения
стремян (ок. VII-VIII вв.), однако, клинковое оружие стало распространяться
лавинообразно, ведь теперь для удара по пешему противнику уже не нужно
спешиваться самому. Если раньше это были длинные кинжалы и большие ножи,
то теперь в обиход вошли удивительно единообразные модели: длинные, 70-90
см, сравнительно узкие (3,5-4 см) обоюдоострые мечи со слабо выраженной
гардой и почти прямые однолезвийные клинки практически без гарды, той же
длины. Первые настоящие сабли с изгибом и гардой стали появляться с IX в., но они всерьез начали вытеснять мечи только в XIII вв., при этом изгиб
сабель вплоть до XIV в. был чисто символическим.
Кистени применяются довольно широко, хотя
не факт что всеми, примерно с IX-X вв. (раньше нет потребности).
Булавы используются преимущественно хазарского
образца, небольшие с четырьмя короткими гранеными шипами, и не ранее X в.
Доспехом для степняков издавна служила боевая
одежда из кожи, от толстой овчины до
специально обработанной спинной части бычьей шкуры. Обычным фасоном
была безрукавка, из двух половин либо типа пончо, стянутая на боках. Поскольку
бой всерьез мало практикуется, то кроме безрукавки мало что бронируется,
разве что плечевой сустав. Только специально отобранные для рукопашного
боя части получают доспех с бронированием рук и ног, при этом чем чаще
применяется оружие рукопашного боя, тем тщательнее бронирование. Однако,
при переходе на кольчатое бронирование все сводится к той же кольчуге до
бедер и локтей (что весьма солидно для своего времени). Чем ближе к X-XI
вв., тем меньше доля кожи, и тем больше доля кольчуг. После XII в. поверх
кольчуг дополнительно надеваются панцири на мягкой основе или ламеллярные.
Шлем, явно происходя от толстого кожаного
башлыка, имеет острый конец и низкий край сзади.
С начала Великого Переселения Народов употребляется металлический сфероконический
шлем,
клепаный из 2-4 частей, сначала без всего, затем с наносником, затем
с полумаской (не путать со
скандинавскими шлемами!!!). С XII в. применяются боевые маски. Шлемы
и с подкладкой, и
рассчитанные на подшлемник. У половцев достаточно широко использовались
и трофейные модели шлемов. На макушках оригинальных шлемов часто было приклепано
кольцо - не для подвески к седлу, как на западе, а для прикрепления всяческих
ленточек и хвостов. Щиты круглые, хотя самые древние - в форме горизонтального
прямоугольника. Хват кулачный, за две ременные петли параллельно или крест-накрест.Характерной
особенностью снаряжения кипчаков (и многих других синхронных племен) является
ременная грудная обвязка-портупея, состоящая из двух ремней собственно
обвязки, двух плечевых лямок и двух металлических колец, скрепляющих все
это вместе на груди и спине. В целом получается полный аналог грудной обвязки,
применяемой до сих пор в туризме для страховки. Степняки цепляли на обвязку
все снаряжение, которое у пеших воинов обычно висело на поясе, в первую
очередь саблю и лук/колчан. Снаряжение висело на том же уровне, но было
гораздо доступнее.
Названия и этнонимы:
Хазары - племя (племенной союз), отколовшееся в VII в. от Западного Тюркского каганата (от предгорий Кавказа до центральной Азии) и образовавшее собственное государство - Хазарский каганат, разместившийся между южными отрогами Урала и Северным Кавказом. Кроме хазар, в племена, изначально образовавшие каганат, входили также и сувазы (сувары), предки современных чуваш, мадьяры и булгары, будущие основатели Волжской Булгарии и Первого Болгарского царства. Впоследствии, в VIII в., сувазы и будущие волжские булгары ушли вверх по Волге. После ликвидации хазарского каганата Святославом и включения опорных крепостей Саркел (Белая Вежа) и Таматарх (Тьмутаракань) с прилегающими землями в состав Руси, хазары постепенно растворились, влившись в население волго-донского междуречья.
Печенеги - скорее всего, не тюркского происхождения племенной союз, единственно сумевший прорваться с востока через хазарские земли во время существования каганата. Прорвавшись в восточную Европу, печенеги сразу же выбили со своих земель мадьяр, кочевавших вокруг Азовского моря, и те ушли в центральную Европу, основав собственное государство в Паннонии, будущую Венгрию. Печенеги же захватили все северное Причерноморье, оседлав днепровские пороги и его нижнее течение. Печенеги были серьезной проблемой для всех соседей вплоть до начала XI в., когда князь Владимир основал линию пограничных укреплений на южных рубежах, а его сын Ярослав окончательно разбил печенегов и практически смел их с исторической сцены.
Половцы - они же кипчаки, они же куманы - тюркского происхождения кочевники, образовывавшие несколько племенных союзов, кочующих от центральной Азии до Поволжья. В XII в. кипчаки пришли в восточную Европу и остались на территории от средней Волги до Крыма. Скорее всего, кипчаки и влили первую порцию темноволосых и узкоглазых генов в кровь нынешних татар. Для Руси кипчаки стали настоящим бедствием, поскольку не ушли после первых набегов, а стали кочевать неподалеку. Около ста лет ушло на приручение первой волны кочевников, их активно ассимилировали, даже вовлекали в междоусобицы - но к концу XII в. пришла вторая волна кипчаков, практически неуправляемая. С ней удалось справиться лишь с большим трудом, и лишь за несколько десятилетий до появления в восточной Европе туменов Чингисхана. Однако, к концу XII в. славяне и кочующие на периферии кипчаки (а также другие племена) все же составляли практически единый социум.
Торки, или Черные Клобуки - другой тюркоязычный племенной союз, кочевавший к востоку от нынешнего Курска (насколько помню) и к XII в. подвергшийся активной ассимиляции. Торкам, которые в предыдущие века попортили много крови киевским властителям, к этому времени даже отвели пограничные земли Руси, для заселения и охраны. Торки перестали существовать как отдельное образование к началу XIII в., практически слившись с Русью.
Аланы - потомки сарматов, кочевавшие на исконных сарматских землях, где живут и ныне, называясь дагестанцами. В принципе, достаточно дружественное Руси государство, связанное с ней множеством связей на самых разных уровнях.
Бесермены - кочевое племя, обитавшее где-то в районе средней либо верхней Волги, по левому берегу. К приходу половцев ассимилировано Русью, так что осталось только искаженное название, превращенное в прозвище IбасурманI.
Баяндеры - аналогично. Само название настолько забылось, что вошло в фольклор под видом царя Берендея.
Булгары - племенной союз, первоначально кочевавший
на северном Кавказе. Ориентировочно,
пришел с востока в хвосте гуннского переселения. После разделения племени
пополам, когда хан
Аспарух увел свою часть племени на Балканы, где основал первое болгарское
царство, а потом
ушел дальше в Турцию, его брат повел свою половину на среднюю Волгу,
где воцарился, потеснив местное финно-угорское население. Волжская (Волжско-Камская)
Булгария с центром в городе Булгар существовала вплоть до прихода монголов,
чуть выходя за пределы современной Татарии и Чувашии. До IX в. была языческим
государством, но после окончательного установления иудаизма в Хазарии,
для привлечения на свою сторону арабских халифатов, приняла ислам. Это
вызвало раскол между староверами и мусульманами, и в принципе разделило
страну на языческий лесной запад (Чувашия) и лесостепной исламский восток
(Татария). Гербом Булгарии был дракон. Пала Булгария, так же как и Русь,
с приходом Батыя.