Я набил этот чертов транскрипт от 02.02.2000.
Сил вычитывать уже нет.
За запись спасибо Петру Трубецкому.

В фигурных скобках мои примечания.

Книга, о которой идет речь, продавалась в фойе. Стоила весьма нехило,
порядка 250р. Тираж 300 экземпляров, книги номерные. На обложке что-то
в пиратском стиле. Продавец в антракте был очень рад рекламе, которую
сделал ему Щербаков.

Я не исправлял оговорок Щербакова, и не делал его речь более гладкой,
чем она есть.

Все выделение, включая смайлы, подчеркивания и разбивку по
предложениям есть попытка отразить интонацию.
Оттого вид у текста страшноватый.
Не велите казнить.

-----------------------------------------------------------------------
Концерт в ЦАТ 04.02.2000г.
Дуэт со Стародубцевым.

{Есть серьезное подозрение, что вступление перед первой песней съедено.
После каждой песни, разумеется, апплодисменты.}

["Мало ли чем представлялся..."]

Второе вступление еще более бесстрастное.

["Надежды прочь, сомнения долой..."]

Ну, и третье, самое бесстрастное из трех, и самое давнее из трех.

["Все скрылось, отошло..."]

Ну, а теперь к делу. Сочинение под названием "Калейдоскоп детский".

["Не угодно ль, вот оптический прибор..."]

Несколько, как бы сказать... псевдонравоучительных сочинений с разной 
степенью вложенного в них искреннего порыва. Вот одно с нулевым искренним 
порывом.

["Любовь, как истина..."]

Во второй песне этого типа порыва больше. Но толку меньше, поскольку это не...
то что, как сказать, не должное, по бесстрастности, что ли, по объективности
сочинение, а что-то вроде такой любовной баллады, или лирического письма.

["Порою давней, хмельной да резвой..."]

В третьей песне этой серии, есть и порыв, и бесстрастие одновременно, мешает 
адекватности того другому еще и третий компонент, а именно некоторый намек на 
сюжет, чего в принципе не должно быть в песне с лирической задачей.

["Здравствуйте, полковник..."]

Нечто тоже приятное для слуха, только менее лучезарное, чем вот то, что было 
только что.

["За тот же самый горизонт..."]

["Юго-Восток - ненастная страна..."]

Сейчас будут три песни, которые даже на фоне общего такого... как бы 
сказать-то... архаического настроя, то есть на фоне общей старины, звучит
ну совершенно как нечто древнее.

["Столько разных людей..."]

Вот одна из самых ранних, точнее, из исполняемых сегодня... чрезвычайно 
несовершенная. Я бы даже сказал, что несовершенство этого сочинения не знает 
предела, и объяснить тот факт, что мы все-таки собираемся вот, исполнить 
можно только... объяснить его рационально можно только тем, что далеко не все,
из того, что мы делаем, можно объяснить рационально.

["Вершит народ дела свои..."]

Такое ощущение, что надо прерваться ненадолго.

[Записка уходит Стародубцеву] 
- Для чего Вы отрастили бороду?
- Странный вопрос. Растет... Времени все меньше...

[Щербаков]
- Ездит ли Стародубцев с Вами на зарубежные гастроли?
- Один раз я с ним ездил на зарубежные гастроли. [Смех Стародубцева.] Это пока
единственный случай.

- Скажите, есть ли у Вас песни, которые по своему содержанию (страсть, порыв,
отсутствие сюжета) полностью согласованы? Если да, то какие?
- Вот в первой песне были не-согласованные, а сейчас пойдут абсолютно 
согласованные. Это будет видно.

- Как Вы относитесь к Толкиену...
- Абсолютно равнодушен.
- ...и есть ли у Вас песни на эту тему?
- На тему моего отношения? :) Пока нет...

- Вас называют лидером снобизма в авторской песне. Так ли это?
- Не так.
- Не могли бы Вы по этому поводу спеть песню...
- Которая абсолютно не связана с вопросом...
- Это очень... Если серьезно говорить, это _очень_ старая песня. Я ее не пел 
тыщу лет... Стародубцев вообще никогда ее не пел...

- Хм... Не для чтения вслух, поэтому я...

- Известно ли Вам что-нибудь по поводу вышедшей на Украине (или, кажется, 
Белорусии) книги с Вашими песнями, и где ее можно купить? [ГРОМКИЙ смех зала.]
- Я скажу только то, что известно мне. Никаких новых известий о подобного рода
событиях не поступало ко мне уже пятнадцать лет, то есть, я надеюсь, что ничего
и не произошло. Обидно было бы узнать об этом в последнюю очередь. Когда-то
давно в Киеве один человек, не хочу по некоторым причинам его называть, издал
без спросу книжечку таким самиздатовским способом тех моих песен, которые ему к 
тому времени были известны. Нет, конечно, не пятнадцать лет назад, это был год 
88ой, приблизительно. А в Минске выходило какое-то местное... местным изданием 
каким-то выпущенное собрание песен, ну это, по-моему, у них регулярные были 
тогда сборники того, что называлось авторской песней. Там среди ста пятидесяти
песен минских авторов были две, почему-то, моих. Это все, что мне известно по 
этому предмету.

Песня, где все сочетается со всем.

["Кончался август, был туман..."]

Две военные песни.

["Когда надежды поют..."]

["Не кричи, глашатай..."]

Ну еще одна черезвычайно давняя песня, и чрезвычайно поэтому задушевная. Правда,
такое впечатление создается только в том случае, если не вслушиваться в
абсолютно беспомощный текст.

["Спит Гавана, спят Афины..."]

Декларация.

["Мы, жители социума..."]

["Волнуйся, знахарь..."]

Нам обоим вопрос: 
- Какие карточные игры Вы предпочитаете?
- Сейчас никаких, а в юности и в детстве предпочитал азартные игры коммерческим.
Да я, собственно, коммерческих и не знал никаких.
[Стародубцев:]
- Я не предпочитаю никаких. Тут есть вопрос:
- Имеете ли вы отношение к Вальдорфской школе?
- Очень специальный вопрос. Да, имею... Некоторое.

[Щербаков:]
- Тут просят уточнить, пропели мы "Ведь мы теперь видны..." Нет, тут написано 
так: "видны мы только богу?" или "теперь видны мы богу?" Как же там на самом-то
деле? "Ведь мы теперь видны быть может..." [Стародубцев поправляет.] А, "должно
быть"! [Cмех зала.]
- И дальше пишется, что с четырнадцатого ряда нас хорошо видно, и чтоб мы это 
имели ввиду. Ничего не говорится о том, слышно ли что-нибудь.

- Применимо ли "лекарство от государства" в качестве "средства от головы"?
- Ни в коем случае. Это средство _для_ головы.

[Стародубцев:]
- Сохранилась кассета, где, нам кажется, Вы поете "По морю плавают медузы...".
Соло. Могло ли такое быть? 
- Чего не бывает, я не помню. Могло, наверно.

- Где Вы работаете...
- Хм...

- Перед Стародубцевым такой массивный стол специально, чтобы не было видно, что
он там играет?
- Мы об этом думали, но другого не нашлось просто. Были какие-то варианты менее
удобные...

- Поете ли Вы отдельно от эМ. Щербакова, если да, то где Вас можно послушать и 
когда?
- :) Разве что в гости Вас позвать...

- Пишете ли Вы свои собственные песни?
- Нет... не пишу своих песен. Я так задумался, потому что когда-то было, написал
какую-то музыку к каким-то уже известным стихам, это было очень давно. И с тех 
пор, значит, вот, бог миловал. 

[Щербаков:]
- Не надо на меня так смотреть. 

- Когда Ваш следующий концерт в Москве или Питере? Про Москву не знаю ничего,
в Питере в конце... ох, забыл опять... в конце... во второй половине мая. Сейчас
вспомню... где-то не то пятнадцатого, не то семнадцатого, вот как-то так. Надо 
будет уточнить.

- Спрашивают, кто я по гороскопу.
- Весы.

- Сегодня день сурка. [Бурная радость Стародубцева и зала.] Дальше очень логично
[Стародубцев: Без кавычек?] (для знатоков американского кинематографа эта 
записка, конечно) так что, пожалуйста, пускай Ваш концерт еще не кончается и не 
кончается.
- Я предпочту, чтобы те, кто успеют доехать до десяти домой, посмотрели отличный
американский фильм с таким названием.

- Как Вы относитесь к альпинистам и вообще, к людям, которые рискуют жизнью для
собственного удовольствия?
- Я не испытываю с ними солидарности, и не испытываю к ним сочувствия. Немного
жаль их. Ну что такое, человек не может по другому себя реализовать, как только 
рискуя жизнью? Ну, не мое это дело.

- Как по-вашему, лучше всего...
- Какая-то записка, я только по смыслу определил, что обращена ко мне, там было 
так написано:
- Михаил, как Вы думаете (Тут, для тех, кто не знает, тонкость есть одна: 
Стародубцева зовут _Михаил_, а меня зовут _Михаил_, а это на письме это не 
различается, практически. [Смех зала.] Поэтому хорошо бы... Можно, конечно, и не
указывать в некоторых случаях адресата, но тогда почта не всегда ручается за 
результат.) как лучше всего отвечать на вопрос: "Кто такой Щербаков?" Бард, 
поэт, музыкант, или кто-то еще, или просто дать послушать песни?
- Совершенно не обязательно давать слушать песни. А кто собственно... Человек...
Мне интересен мотив этого интереса. Мне интересен этот интерес. :) А если
серьезно, то просто: "Сочинитель песен".

- Что Вас побудило спеть "Песню о тройке" на кассете "Избранное-1"? Вы же ее не
исполняли последние двенадцать лет.
- Если не больше. А что побудило... Ну, я, кажется, рассказывал, по какому 
принципу происходил отбор для избранного, которое мы тут, вот, записывали со
Стародубцевым прошлым летом, и все собираемся теперь записать гитарный диск,
или как сказать, альбом - не альбом, "Избранное-2". Отбор не по... даже не по 
тому что мне, скажем, очень нужно было издать какое-то избранное, то есть еще 
раз спеть то, что десять тысяч раз пелось, и со сцены, и выпускалось в 
аудио-виде. Просто кое-что, из того, что было уже записано раньше, было 
записано либо технически плохо, либо вока... в отношении вокала. И... а если 
песня хоть какую-то ценность представляет, ну, даже пускай для меня одного, мне
бы хотелось ее сохранить, ну, хотя бы технически... ну в более хорошем качестве.
Вот, "Песня о тройке", мне кажется, стоила того... Может я и не прав.

- Читали вы детективные романы Рэкса Стаута?
- Нет, не читал, они, видимо, попали в общий обиход, в доступный мне, вернее,
а не общий, уже после того, как я перестал читать детективы, то есть лет 
двадцать назад.

["Я чашу свою осушил..."]

["Вторник, второе августа..."]

["А ну-ка выпьем, храбрые вояки..."]

Какие-то путешествия начинаются. В Грецию через Париж.

["Во славу Греции твоей..."]

["Странно, но с первых шагов нетвердых..."]

Чтоб закончить тему путешествий, испанская песня. Конечно, шуточная, как и все 
те, которые мы уже спели.

["Горный озон прохладной тучей..." (полный вариант)]

[Особенно громкие и продолжительные апплодисменты, крики "Браво!"]

- Появилась ли у Вас песня двухтысячного года... А, нет, не так. Я это 
воспринял, видимо, так, по привычке, а тут значит "Песня - две тысячи", в 
кавычках, и тому подобное, или какая-нибудь другая песня, отмечающая рубеж 
веков? Актуальна ли по Вашему мнению эта тема? Можно пофилософствовать.
- Да, можно пофилософствовать, но совершенно не нужно, по-моему. Ничего
подобного у меня не появилось и никогда не появится.

- Ха. Вот это интересные данные. Если вы видели эту книгу... Тут речь шла о 
какой-то книге, да, которая где-то вышла. Называется, якобы, "Вместо ковчега".
А, ну да, я догадываюсь, о чем идет речь. Но не стану говорить, потому что 
точно не знаю. Я думаю, это сборщики старинного мусора в виде моих школьных 
еще сочинений, где-то по старым пленкам, с орфографическими ошибками 
расшифровали, и выпустили что-то такое, в одном экземпляре.

- Какое, по Вашему мнению, у нас тысячелетие на дворе, и что думает по этому
Михаил Леонидович? 
- Я не знаю как, Михаил Леонидович, Вы хотите приоритет мнений держать? 
[Стародубцев: Мне все равно.] Как это все скучно и неинтересно, я Вам скажу...
Ну, формально, если следовать условности, которые придумали те же самые люди,
заканчивается второе тысячелетие. Скоро наступит третье. Через год. Но это,
опять-таки - так придумали. Зачем это нужно человеку - делить вообще время?
Представлять его линейным, как-то там зависи... Ну, понятно, почему, для 
удобства, в зависимости от того, как они ощущают себя в этом времени, да? Они,
вроде как поступательно развиваются от рождения к смерти, растут там, потом 
исчезают почему-то. Вот этот момент исчезновения как-то их не очень... 
Наталкивает на мысль, что время, в принципе, нелинейно. Ну, так привычно его
дробить, опять-таки, смена сезонов во многих частях света имеется. И тому 
подобные... я не буду... Можно пофилософствовать, да? :) Но это все не 
философия, довольно извесные вещи. Ну, нравится людям магия цифр такая: два и
три нуля. Очень непривычно. Ну, вот почему бы не считать, что тысячелетие если
не наступило, то почти наступило. Все это представляется важным каким-то этапом.
Мне этого не представляется. Мне цифры нравятся не круглые, я бы сказал.
Михаил Леонидович, добавите? [Стародубцев: Нет, я целиком присоединяюсь...]
Добавить не имеете.

Я заявки пропускаю.

[Стародубцев:]
- Спрашивают по поводу текста, который в Экке Хомо я пою. Ну, его уже, по-моему,
где-то даже уже опубликовали, в интернете, или где-то еще. Это поэт Вильгельм
Мюллер это. А вообще-то этот текст, этим номером с этим текстом открывается
цикл Франца Шуберт "Зимний путь". Но у нас музыка немножко другая в песне. Тоже,
в-общем, зимняя. Я имею в виду ту, которую я пою на заднем плане.

[Щербаков:]
- Михаил Леонидович, Вам идет борода, Михаил Константинович, а Вы не хотите ли
отпустить бороду тоже?
- Нет, не собирался этого делать.

- Вы не пробовали вместо голого [Смех в зале.] ...вместо голоса Стародубцева
использовать женский голос? Мне кажется, получилось бы очень красиво.
- Я бы хотел, прежде всего, вместо своего голоса применить какой-нибудь 
приличный мужской.

- Согласны ли Вы с тем, что прототипом Вашей песни "Песенка" является Красная
Шапочка? 
- Как бы это сказать? Не прототипом, а дальним предком прототипа.

- Скажите пожалуйста, вот если Вас, например, (я бы заменил все-таки "если бы
Ваши сочинения, например") переводить на японский язык, то как же быть со 
знаками препинания? Какое-то подобие точки у них, кажется, есть, а запятая? 
Точка с запятой, восклицательный знак?
- Ну, они переведут своими средствами, у них есть все, что угодно, зря мы так 
думаем, что если что-то непонятное написано, то надо уже удивляться. Это 
немного, знаете, напоминает как вот фильмы Куросавы в семидесятые или 
восьмидесятые годы советская публика ходила смотреть, и как только появлялись
титры, не европейскими буквами написанные, публика начинала шушукаться и даже
иногда откровенно смеяться. Находя в этом что-то такое, дикое. Дикое в этом 
кое-что было. :)

[Стародубцев:]
- Раньше на концерты Вы приходили с гитарой, флейтой и металофоном. Почему же
сейчас вы ограничиваетесь только гитарой?
- Тяжело таскать, наверно. :) Нести и гитару, и флейту... Ну как-то обходимся 
пока. Может быть, в следующий раз принесем.

["Дожил, изник в товаре..."]

["Ты возьми, геометр..."]

["Слеза, золотая..."]

Так, у нас осталось всего ничего, поэтому срочно смотрим корреспонденцию.

- Тут меня успокаивают с четырнадцатого ряда опять, чтоб я не волновался, что 
видят ли они меня и слышат.

- Как Вы относитесь к Олегу Митяеву и его творчеству, знакомы ли Вы с ним?
А к Иващенко и Васильеву? И тоже - "знакомы ли?".
- А какая разница, кто с кем знаком? Главное, что я слышал то, что они пишут,
что мне это не нравится.

- В девяносто третьем году там-то там-то была попытка дуэтного выступления 
с использованием фортепиано. Будет ли когда-нибудь повторено?
- Я не... ну, как-то... я не исключаю такой возможности. Хотя не планируется.
Потом, сейчас это довольно легко, тогда нужно было все-таки искать такое место,
где бы был рояль, а сейчас это не нужно искать такого места, можно привезти с 
собой портативный прекрасный его заменитель, этого рояля. Вообще, надо подумать.
Надо подумать. Мне понравилось точное очень слово в этой записке: "попытка".
Это действительно была попытка, довольно неудачная, насколько я помню.

- Чем вызвано такое внимание к имени "Мария" в Ваших песнях?
- Просто красотой этого имени.

- Спрашивают о песне про геометра, который там должен куда-то идти, не про 
компьютерную ли игру это "Цивилизация". Я... [Зал смеется.]
- Я прочел это вслух только потому, что предвидел, что это будет близко многим
из присутствующих в зале. Сам я ни одной компьютерной игры не знаю.

- Вот мне пишут буквально следующее:
- Уважаемый имярек, я защитила курсовую работу по Вашему творчеству и начала 
писать дипломную. Как Вы к этому относитесь?
- Даже так сразу не скажешь, как я к этому отношусь. С тревогой. :) Я имею 
в виду, что тема у Вас не из самых благодатных.

- Где сделана фотография с обложки кассеты "Избранное"?
- Я не видел еще этой обложки. :) Надо посмотреть, по-моему, она где-то здесь 
есть.

- По поводу Смирнова не хочу говорить. Тут масса записок на эту тему.
Совершенно не хочу ничего говорить.

- Не могли бы вы при исполнении песен, в местах, где по смыслу... не, где смысл
можно понять, зная, где находится тире-запятая-двоеточие или открывается, 
закрывается кавычка, подавать какие-либо знаки головой... :) рукой, или ногой,
в местах, где эти знаки встречаются.
- Значит, голову я должен во время исполнения держать более или менее рядом с
микрофоном, руки у меня тоже, как правило, заняты, остаются ноги. Будем 
тренироваться...

- В девяносто третьем году мне, тогда вообще не сведущему в церковной жизни,
чудились в Вашей песне "Рождество" отчетливо католические мотивы. Впоследствие 
такое же ощущение было от песни "О, Мария", которая вообще во многом 
перекликается с молитвой "Суптуум..." Что "суптуум"? "Прессидиум". Правомощно ли
это?
- В какой-то степени может быть... Какой-то такой дальний намек, дальний 
отголосок - что-то есть вот... от католичества в этом.

- Мы уже год спорим (вот замечательно!) Мы уже год спорим, рыба - в круглом 
аквариуме, или просто в стеклянном шаре? [Зал в восторге.]
- Браво! Браво! Лучшая записка, полученная мною за последние пять лет! Просто 
браво! Осталось, ну не знаю, еще... ну, год-другой поспорить и вы точно придете
к чему-нибудь.

Так, перед тем, как петь последнюю песню, мы... я как всегда скажу, что мы со
Стародубцевым будем вам очень признательны, если вы нас выпустите прежде, чем 
начнете выходить сами.

["Восходя дорогой горной..."]

Спасибо, всего доброго!
[Стародубцев: Большое спасибо!]