Я набил этот чертов транскрипт от 02.02.2000. Сил вычитывать уже нет. За запись спасибо Петру Трубецкому. В фигурных скобках мои примечания. Книга, о которой идет речь, продавалась в фойе. Стоила весьма нехило, порядка 250р. Тираж 300 экземпляров, книги номерные. На обложке что-то в пиратском стиле. Продавец в антракте был очень рад рекламе, которую сделал ему Щербаков. Я не исправлял оговорок Щербакова, и не делал его речь более гладкой, чем она есть. Все выделение, включая смайлы, подчеркивания и разбивку по предложениям есть попытка отразить интонацию. Оттого вид у текста страшноватый. Не велите казнить. ----------------------------------------------------------------------- Концерт в ЦАТ 04.02.2000г. Дуэт со Стародубцевым. {Есть серьезное подозрение, что вступление перед первой песней съедено. После каждой песни, разумеется, апплодисменты.} ["Мало ли чем представлялся..."] Второе вступление еще более бесстрастное. ["Надежды прочь, сомнения долой..."] Ну, и третье, самое бесстрастное из трех, и самое давнее из трех. ["Все скрылось, отошло..."] Ну, а теперь к делу. Сочинение под названием "Калейдоскоп детский". ["Не угодно ль, вот оптический прибор..."] Несколько, как бы сказать... псевдонравоучительных сочинений с разной степенью вложенного в них искреннего порыва. Вот одно с нулевым искренним порывом. ["Любовь, как истина..."] Во второй песне этого типа порыва больше. Но толку меньше, поскольку это не... то что, как сказать, не должное, по бесстрастности, что ли, по объективности сочинение, а что-то вроде такой любовной баллады, или лирического письма. ["Порою давней, хмельной да резвой..."] В третьей песне этой серии, есть и порыв, и бесстрастие одновременно, мешает адекватности того другому еще и третий компонент, а именно некоторый намек на сюжет, чего в принципе не должно быть в песне с лирической задачей. ["Здравствуйте, полковник..."] Нечто тоже приятное для слуха, только менее лучезарное, чем вот то, что было только что. ["За тот же самый горизонт..."] ["Юго-Восток - ненастная страна..."] Сейчас будут три песни, которые даже на фоне общего такого... как бы сказать-то... архаического настроя, то есть на фоне общей старины, звучит ну совершенно как нечто древнее. ["Столько разных людей..."] Вот одна из самых ранних, точнее, из исполняемых сегодня... чрезвычайно несовершенная. Я бы даже сказал, что несовершенство этого сочинения не знает предела, и объяснить тот факт, что мы все-таки собираемся вот, исполнить можно только... объяснить его рационально можно только тем, что далеко не все, из того, что мы делаем, можно объяснить рационально. ["Вершит народ дела свои..."] Такое ощущение, что надо прерваться ненадолго. [Записка уходит Стародубцеву] - Для чего Вы отрастили бороду? - Странный вопрос. Растет... Времени все меньше... [Щербаков] - Ездит ли Стародубцев с Вами на зарубежные гастроли? - Один раз я с ним ездил на зарубежные гастроли. [Смех Стародубцева.] Это пока единственный случай. - Скажите, есть ли у Вас песни, которые по своему содержанию (страсть, порыв, отсутствие сюжета) полностью согласованы? Если да, то какие? - Вот в первой песне были не-согласованные, а сейчас пойдут абсолютно согласованные. Это будет видно. - Как Вы относитесь к Толкиену... - Абсолютно равнодушен. - ...и есть ли у Вас песни на эту тему? - На тему моего отношения? :) Пока нет... - Вас называют лидером снобизма в авторской песне. Так ли это? - Не так. - Не могли бы Вы по этому поводу спеть песню... - Которая абсолютно не связана с вопросом... - Это очень... Если серьезно говорить, это _очень_ старая песня. Я ее не пел тыщу лет... Стародубцев вообще никогда ее не пел... - Хм... Не для чтения вслух, поэтому я... - Известно ли Вам что-нибудь по поводу вышедшей на Украине (или, кажется, Белорусии) книги с Вашими песнями, и где ее можно купить? [ГРОМКИЙ смех зала.] - Я скажу только то, что известно мне. Никаких новых известий о подобного рода событиях не поступало ко мне уже пятнадцать лет, то есть, я надеюсь, что ничего и не произошло. Обидно было бы узнать об этом в последнюю очередь. Когда-то давно в Киеве один человек, не хочу по некоторым причинам его называть, издал без спросу книжечку таким самиздатовским способом тех моих песен, которые ему к тому времени были известны. Нет, конечно, не пятнадцать лет назад, это был год 88ой, приблизительно. А в Минске выходило какое-то местное... местным изданием каким-то выпущенное собрание песен, ну это, по-моему, у них регулярные были тогда сборники того, что называлось авторской песней. Там среди ста пятидесяти песен минских авторов были две, почему-то, моих. Это все, что мне известно по этому предмету. Песня, где все сочетается со всем. ["Кончался август, был туман..."] Две военные песни. ["Когда надежды поют..."] ["Не кричи, глашатай..."] Ну еще одна черезвычайно давняя песня, и чрезвычайно поэтому задушевная. Правда, такое впечатление создается только в том случае, если не вслушиваться в абсолютно беспомощный текст. ["Спит Гавана, спят Афины..."] Декларация. ["Мы, жители социума..."] ["Волнуйся, знахарь..."] Нам обоим вопрос: - Какие карточные игры Вы предпочитаете? - Сейчас никаких, а в юности и в детстве предпочитал азартные игры коммерческим. Да я, собственно, коммерческих и не знал никаких. [Стародубцев:] - Я не предпочитаю никаких. Тут есть вопрос: - Имеете ли вы отношение к Вальдорфской школе? - Очень специальный вопрос. Да, имею... Некоторое. [Щербаков:] - Тут просят уточнить, пропели мы "Ведь мы теперь видны..." Нет, тут написано так: "видны мы только богу?" или "теперь видны мы богу?" Как же там на самом-то деле? "Ведь мы теперь видны быть может..." [Стародубцев поправляет.] А, "должно быть"! [Cмех зала.] - И дальше пишется, что с четырнадцатого ряда нас хорошо видно, и чтоб мы это имели ввиду. Ничего не говорится о том, слышно ли что-нибудь. - Применимо ли "лекарство от государства" в качестве "средства от головы"? - Ни в коем случае. Это средство _для_ головы. [Стародубцев:] - Сохранилась кассета, где, нам кажется, Вы поете "По морю плавают медузы...". Соло. Могло ли такое быть? - Чего не бывает, я не помню. Могло, наверно. - Где Вы работаете... - Хм... - Перед Стародубцевым такой массивный стол специально, чтобы не было видно, что он там играет? - Мы об этом думали, но другого не нашлось просто. Были какие-то варианты менее удобные... - Поете ли Вы отдельно от эМ. Щербакова, если да, то где Вас можно послушать и когда? - :) Разве что в гости Вас позвать... - Пишете ли Вы свои собственные песни? - Нет... не пишу своих песен. Я так задумался, потому что когда-то было, написал какую-то музыку к каким-то уже известным стихам, это было очень давно. И с тех пор, значит, вот, бог миловал. [Щербаков:] - Не надо на меня так смотреть. - Когда Ваш следующий концерт в Москве или Питере? Про Москву не знаю ничего, в Питере в конце... ох, забыл опять... в конце... во второй половине мая. Сейчас вспомню... где-то не то пятнадцатого, не то семнадцатого, вот как-то так. Надо будет уточнить. - Спрашивают, кто я по гороскопу. - Весы. - Сегодня день сурка. [Бурная радость Стародубцева и зала.] Дальше очень логично [Стародубцев: Без кавычек?] (для знатоков американского кинематографа эта записка, конечно) так что, пожалуйста, пускай Ваш концерт еще не кончается и не кончается. - Я предпочту, чтобы те, кто успеют доехать до десяти домой, посмотрели отличный американский фильм с таким названием. - Как Вы относитесь к альпинистам и вообще, к людям, которые рискуют жизнью для собственного удовольствия? - Я не испытываю с ними солидарности, и не испытываю к ним сочувствия. Немного жаль их. Ну что такое, человек не может по другому себя реализовать, как только рискуя жизнью? Ну, не мое это дело. - Как по-вашему, лучше всего... - Какая-то записка, я только по смыслу определил, что обращена ко мне, там было так написано: - Михаил, как Вы думаете (Тут, для тех, кто не знает, тонкость есть одна: Стародубцева зовут _Михаил_, а меня зовут _Михаил_, а это на письме это не различается, практически. [Смех зала.] Поэтому хорошо бы... Можно, конечно, и не указывать в некоторых случаях адресата, но тогда почта не всегда ручается за результат.) как лучше всего отвечать на вопрос: "Кто такой Щербаков?" Бард, поэт, музыкант, или кто-то еще, или просто дать послушать песни? - Совершенно не обязательно давать слушать песни. А кто собственно... Человек... Мне интересен мотив этого интереса. Мне интересен этот интерес. :) А если серьезно, то просто: "Сочинитель песен". - Что Вас побудило спеть "Песню о тройке" на кассете "Избранное-1"? Вы же ее не исполняли последние двенадцать лет. - Если не больше. А что побудило... Ну, я, кажется, рассказывал, по какому принципу происходил отбор для избранного, которое мы тут, вот, записывали со Стародубцевым прошлым летом, и все собираемся теперь записать гитарный диск, или как сказать, альбом - не альбом, "Избранное-2". Отбор не по... даже не по тому что мне, скажем, очень нужно было издать какое-то избранное, то есть еще раз спеть то, что десять тысяч раз пелось, и со сцены, и выпускалось в аудио-виде. Просто кое-что, из того, что было уже записано раньше, было записано либо технически плохо, либо вока... в отношении вокала. И... а если песня хоть какую-то ценность представляет, ну, даже пускай для меня одного, мне бы хотелось ее сохранить, ну, хотя бы технически... ну в более хорошем качестве. Вот, "Песня о тройке", мне кажется, стоила того... Может я и не прав. - Читали вы детективные романы Рэкса Стаута? - Нет, не читал, они, видимо, попали в общий обиход, в доступный мне, вернее, а не общий, уже после того, как я перестал читать детективы, то есть лет двадцать назад. ["Я чашу свою осушил..."] ["Вторник, второе августа..."] ["А ну-ка выпьем, храбрые вояки..."] Какие-то путешествия начинаются. В Грецию через Париж. ["Во славу Греции твоей..."] ["Странно, но с первых шагов нетвердых..."] Чтоб закончить тему путешествий, испанская песня. Конечно, шуточная, как и все те, которые мы уже спели. ["Горный озон прохладной тучей..." (полный вариант)] [Особенно громкие и продолжительные апплодисменты, крики "Браво!"] - Появилась ли у Вас песня двухтысячного года... А, нет, не так. Я это воспринял, видимо, так, по привычке, а тут значит "Песня - две тысячи", в кавычках, и тому подобное, или какая-нибудь другая песня, отмечающая рубеж веков? Актуальна ли по Вашему мнению эта тема? Можно пофилософствовать. - Да, можно пофилософствовать, но совершенно не нужно, по-моему. Ничего подобного у меня не появилось и никогда не появится. - Ха. Вот это интересные данные. Если вы видели эту книгу... Тут речь шла о какой-то книге, да, которая где-то вышла. Называется, якобы, "Вместо ковчега". А, ну да, я догадываюсь, о чем идет речь. Но не стану говорить, потому что точно не знаю. Я думаю, это сборщики старинного мусора в виде моих школьных еще сочинений, где-то по старым пленкам, с орфографическими ошибками расшифровали, и выпустили что-то такое, в одном экземпляре. - Какое, по Вашему мнению, у нас тысячелетие на дворе, и что думает по этому Михаил Леонидович? - Я не знаю как, Михаил Леонидович, Вы хотите приоритет мнений держать? [Стародубцев: Мне все равно.] Как это все скучно и неинтересно, я Вам скажу... Ну, формально, если следовать условности, которые придумали те же самые люди, заканчивается второе тысячелетие. Скоро наступит третье. Через год. Но это, опять-таки - так придумали. Зачем это нужно человеку - делить вообще время? Представлять его линейным, как-то там зависи... Ну, понятно, почему, для удобства, в зависимости от того, как они ощущают себя в этом времени, да? Они, вроде как поступательно развиваются от рождения к смерти, растут там, потом исчезают почему-то. Вот этот момент исчезновения как-то их не очень... Наталкивает на мысль, что время, в принципе, нелинейно. Ну, так привычно его дробить, опять-таки, смена сезонов во многих частях света имеется. И тому подобные... я не буду... Можно пофилософствовать, да? :) Но это все не философия, довольно извесные вещи. Ну, нравится людям магия цифр такая: два и три нуля. Очень непривычно. Ну, вот почему бы не считать, что тысячелетие если не наступило, то почти наступило. Все это представляется важным каким-то этапом. Мне этого не представляется. Мне цифры нравятся не круглые, я бы сказал. Михаил Леонидович, добавите? [Стародубцев: Нет, я целиком присоединяюсь...] Добавить не имеете. Я заявки пропускаю. [Стародубцев:] - Спрашивают по поводу текста, который в Экке Хомо я пою. Ну, его уже, по-моему, где-то даже уже опубликовали, в интернете, или где-то еще. Это поэт Вильгельм Мюллер это. А вообще-то этот текст, этим номером с этим текстом открывается цикл Франца Шуберт "Зимний путь". Но у нас музыка немножко другая в песне. Тоже, в-общем, зимняя. Я имею в виду ту, которую я пою на заднем плане. [Щербаков:] - Михаил Леонидович, Вам идет борода, Михаил Константинович, а Вы не хотите ли отпустить бороду тоже? - Нет, не собирался этого делать. - Вы не пробовали вместо голого [Смех в зале.] ...вместо голоса Стародубцева использовать женский голос? Мне кажется, получилось бы очень красиво. - Я бы хотел, прежде всего, вместо своего голоса применить какой-нибудь приличный мужской. - Согласны ли Вы с тем, что прототипом Вашей песни "Песенка" является Красная Шапочка? - Как бы это сказать? Не прототипом, а дальним предком прототипа. - Скажите пожалуйста, вот если Вас, например, (я бы заменил все-таки "если бы Ваши сочинения, например") переводить на японский язык, то как же быть со знаками препинания? Какое-то подобие точки у них, кажется, есть, а запятая? Точка с запятой, восклицательный знак? - Ну, они переведут своими средствами, у них есть все, что угодно, зря мы так думаем, что если что-то непонятное написано, то надо уже удивляться. Это немного, знаете, напоминает как вот фильмы Куросавы в семидесятые или восьмидесятые годы советская публика ходила смотреть, и как только появлялись титры, не европейскими буквами написанные, публика начинала шушукаться и даже иногда откровенно смеяться. Находя в этом что-то такое, дикое. Дикое в этом кое-что было. :) [Стародубцев:] - Раньше на концерты Вы приходили с гитарой, флейтой и металофоном. Почему же сейчас вы ограничиваетесь только гитарой? - Тяжело таскать, наверно. :) Нести и гитару, и флейту... Ну как-то обходимся пока. Может быть, в следующий раз принесем. ["Дожил, изник в товаре..."] ["Ты возьми, геометр..."] ["Слеза, золотая..."] Так, у нас осталось всего ничего, поэтому срочно смотрим корреспонденцию. - Тут меня успокаивают с четырнадцатого ряда опять, чтоб я не волновался, что видят ли они меня и слышат. - Как Вы относитесь к Олегу Митяеву и его творчеству, знакомы ли Вы с ним? А к Иващенко и Васильеву? И тоже - "знакомы ли?". - А какая разница, кто с кем знаком? Главное, что я слышал то, что они пишут, что мне это не нравится. - В девяносто третьем году там-то там-то была попытка дуэтного выступления с использованием фортепиано. Будет ли когда-нибудь повторено? - Я не... ну, как-то... я не исключаю такой возможности. Хотя не планируется. Потом, сейчас это довольно легко, тогда нужно было все-таки искать такое место, где бы был рояль, а сейчас это не нужно искать такого места, можно привезти с собой портативный прекрасный его заменитель, этого рояля. Вообще, надо подумать. Надо подумать. Мне понравилось точное очень слово в этой записке: "попытка". Это действительно была попытка, довольно неудачная, насколько я помню. - Чем вызвано такое внимание к имени "Мария" в Ваших песнях? - Просто красотой этого имени. - Спрашивают о песне про геометра, который там должен куда-то идти, не про компьютерную ли игру это "Цивилизация". Я... [Зал смеется.] - Я прочел это вслух только потому, что предвидел, что это будет близко многим из присутствующих в зале. Сам я ни одной компьютерной игры не знаю. - Вот мне пишут буквально следующее: - Уважаемый имярек, я защитила курсовую работу по Вашему творчеству и начала писать дипломную. Как Вы к этому относитесь? - Даже так сразу не скажешь, как я к этому отношусь. С тревогой. :) Я имею в виду, что тема у Вас не из самых благодатных. - Где сделана фотография с обложки кассеты "Избранное"? - Я не видел еще этой обложки. :) Надо посмотреть, по-моему, она где-то здесь есть. - По поводу Смирнова не хочу говорить. Тут масса записок на эту тему. Совершенно не хочу ничего говорить. - Не могли бы вы при исполнении песен, в местах, где по смыслу... не, где смысл можно понять, зная, где находится тире-запятая-двоеточие или открывается, закрывается кавычка, подавать какие-либо знаки головой... :) рукой, или ногой, в местах, где эти знаки встречаются. - Значит, голову я должен во время исполнения держать более или менее рядом с микрофоном, руки у меня тоже, как правило, заняты, остаются ноги. Будем тренироваться... - В девяносто третьем году мне, тогда вообще не сведущему в церковной жизни, чудились в Вашей песне "Рождество" отчетливо католические мотивы. Впоследствие такое же ощущение было от песни "О, Мария", которая вообще во многом перекликается с молитвой "Суптуум..." Что "суптуум"? "Прессидиум". Правомощно ли это? - В какой-то степени может быть... Какой-то такой дальний намек, дальний отголосок - что-то есть вот... от католичества в этом. - Мы уже год спорим (вот замечательно!) Мы уже год спорим, рыба - в круглом аквариуме, или просто в стеклянном шаре? [Зал в восторге.] - Браво! Браво! Лучшая записка, полученная мною за последние пять лет! Просто браво! Осталось, ну не знаю, еще... ну, год-другой поспорить и вы точно придете к чему-нибудь. Так, перед тем, как петь последнюю песню, мы... я как всегда скажу, что мы со Стародубцевым будем вам очень признательны, если вы нас выпустите прежде, чем начнете выходить сами. ["Восходя дорогой горной..."] Спасибо, всего доброго! [Стародубцев: Большое спасибо!]