|
Хронология исторических событий
Мусульманский Восток
IX - Х века были эпохой ослабления и распада халифата. Она началась с войны за престол между братьями аль-Амином и аль-Мамуном (809 - 813). Еще при приходе Аббасидов к власти (750) от халифата отделилась Испания, в конце VIII века отпали эмираты Северной Африки, а в течение IX в. за ними последовали Египет, Хорасан и Мавараннахр. Значительно усилились раскольнические и еретические течения в исламе: шииты, мутазилиты, хариджиты. В последнее десятилетие VIII века появилась новая страшная опасность - одна из крайних шиитских сект, карматы, закрепившиеся в Аравии и Бахрейне. Их нападения на города и караваны привели к волнениям в Багдаде, и, в конечном счете, к сильному росту влияния военных кругов и ограничению полномочий вазиров (уже в начале IX века из халифской армии практически исчезли арабы, и ее составляли различные малоцивилизованные народы окраин, но главным образом тюрки). В 903 карматов выбили из Сирии, но свои позиции в Аравии они сохранили. Восточные провинции халифата (Хорасан, Хорезм, Мавараннахр) под властью Саманидов (875 - 998) и Газневидов достигла расцвета, невиданного при арабах.
908 | Слабый и изнеженный халиф Джафар ал-Муктадир (908 - 932) присваивает тюркскому военачальнику Мунису титул "амир ал-умара" ("эмир эмиров"). К Мунису переходит реальная власть, управление и командование войсками. Эпоха великих вазиров подходит к концу. |
909 | Крах аббасидского влияния в Северной Африке; власть в ней захватывают Фатимиды. В исламском мире появляется второй халиф - шиитский (исмаилитский). |
927 - 945 | Иран подвергается завоеванию горцев-дайлемитов; на севере страны обосновывается династия Зийаридов, юг и запад захватывают Бувайхиды (Буиды). |
929 | В Испании появляется третий халиф - этот титул присваивает омейядский эмир Абд ар-Рахман III. |
930 | Карматы похищают "черный камень" из Каабы в Мекке. Вернуть его удается только через двадцать лет при посредничестве фатимидского халифа. |
945 | Ахмад из рода Бувайхидов без сопротивления вступает в Багдад. На последующие 110 лет контроль и опека над Аббасидами переходят к этой династии. Ахмад, теперь именующийся Муизз ад-Даула ("Опора государства"), получает от халифа ал-Мустакфи титул амир ал-умара, а затем и султана. В благодарность он ослепляет и смещает ал-Мустакфи. Впоследствии Бувайхиды оставили за халифом ровно две привилегии: его имя упоминалось в общенародной молитве и чеканилось на монетах. Халиф продолжал считаться духовным главой суннитов, но ему приходилось сквозь пальцы смотреть на дальнейший рост влияния шиитов (сами Бувайхиды были шиитами умеренного толка, "двунадесятниками"). |
946 - 974 | халиф аль-Мути. |
949 - 983 | В Багдаде правит Адуд ад-Даула - племянник Муизз ад-Даула, выдвинувшийся в ходе борьбы за власть после смерти основателя династии (отсутствие майората на Востоке делало наследование зачастую крайне утомительной процедурой) - самый выдающийся из Бувайхидов. |
961 | После смерти очередного саманидского эмира командовавший войсками в Хорасане тюркский раб Алп-Тегин попытался передать власть в государстве угодному ему правителю, но потерпел неудачу и был вынужден бежать с частью войска в Газну (Афганистан). Основание государства Газневидов. Алп-Тегин (961 - 977) и его первый преемник Себук-Тегин (977 - 998) формально оставались лишь наместниками Саманидов, но фактически были полными хозяевами в своих землях. |
967 | Византийский император Никифор Фока вторгается в Сирию и вынуждает местного князька Сад ад-Даула из династии Хамданидов признать себя его вассалом. Продвижение византийцев останавливает фатимидское войско; контроль над Сирией обретают Фатимиды. |
974 - 991 | халиф аль-Таи |
985 | Сельджук, военачальник (сю-баши) у верховного правителя тюрок-огузов Ябгу, узнает, что правитель, опасаясь соперничества, задумал его убить. Он собирает людей своего племени, скот и переселяется под предлогом поиска новых пастбищ в Хорасан, где они принимают ислам. Сельджуки служат Саманидам - правителям Хорасана и Мавараннахра - в войнах против Караханидов династии тюрок-степняков из народности карлуков, владевших Восточным Туркестаном. |
992 | Караханидский предводитель Бугра-хан вторгся в Мавараннахр и занял Бухару. Государству Саманидов был нанесен страшный удар, и теперь оно стремительно распадается. |
990-е | Появление в северной Месопотамии автономных династий Марванидов (курдского происхождения, правили в Даярбакыре, Хилате, Малазгирте) и Укайлидов (из бедуинской племенной группы амир ибн саасайа, правили в Мосуле). Лавируя между Аббасидами и Фатимидами, они продержатся до прихода турок-сельджуков в 80-е - 90-е годы XI века. |
991 - 1030 | халиф ал-Кадир. |
998 - 1030 | Правление Махмуда Газневи - наиболее могущественного властителя Газны. Он первым объявил себя полностью независимым от Саманидов, а позднее принял титул султана. Махмуд прославился как фанатичный "сокрушитель неверных". Он овладел Хорезмом, установил с Караханидами границу по Амударье, отнял у Бувайхидов Рей и Хамадан и совершил несколько походов вглубь Индии. Переняв иранские традиции государственного управления и культуры, он полностью порвал с языческой тюркской средой, из которой вышел. |
999 | Бугра-хан и Махмуд Газневи делят власть над распавшейся саманидской империей. Караханидам достался Мавараннахр, Газневидам - Хорасан. |
Ок. 1000 | Массы тюркских (турецких) племен снимаются со своих кочевий в степях современного Казахстана и начинают движение на запад. |
1009 | Фатимидский халиф Хаким начинает преследования христиан и евреев и приказывает разрушить все церкви и монастыри Палестины, начав с церкви Святого Гроба. |
1017 | Халиф ал-Кадир специальным приказом, угрожая наказанием за неповиновение, потребовал от мутазилитов отказа от их учения. Тех, кто отклонялся от традиционного ислама, объявляли еретиками и всячески преследовали. В том же году он составил "Послание", которое называют мусульманским "символом веры", "дабы можно было видеть, кто же неверующий". |
1023 - 1079 | Автономная династия Мирдасидов в северной Сирии (Алеппо). Выходцы из североарабского племени килаб, они заняли Алеппо как часть общей миграции бедуинов, большей частью шиитов, в оседлые окраинные районы Ирака и Сирии. Возможно, причиной ее стали карматы, сделавшие жизнь в Сирийской пустыне невыносимой. Кратковременное правление Мирдасидов было полностью посвящено обороне от Фатимидов с одной стороны и Византии с другой. |
1025 | Махмуд Газневи разрешает тюркам-огузам перейти Амударью. Через некоторое время они начинают откочевывать дальше на запад. |
1029 | Пошатнувшийся контроль Фатимидов над Сирией восстановлен в результате победы Ануш-Текина аль-Дизбири над Салихом ибн Мирдасом в сражении под Ухоной. |
1031 | Омейядский халифат в аль-Андалусе (Испания) прекратил свое существование. |
1031 - 1075 | Халиф ал-Каим. |
1031 - 1041 | Правление газневидского султана Масуда. Державшаяся во многом на таланте и воле его отца империя рушится. |
1035 | Масуд дает разрешение четырем тысячам тюркских семей поселиться в Северном Хорасане в качестве защиты от набегов новых тюркских кочевников. Однако тюрки, получающие постоянные подкрепления из соседних степей, обращают оружие против него самого. Ими руководят два внука Сельджука - Тогрул-бек и Чагры-бек. В июне происходит битва в пустыне между Фаравом и Шахристаном, в которой сельджуки во главе с Тогрул-беком наносят поражение султану Масуду: это происходит после того, как Масуд, включив сельджукские отряды в свои войска, не назначил им жалованье. После победы сельджуки получают жалованную грамоту на владение землями, а их правители - право титуловаться дехканами (так в халифате именовали крупных землевладельцев). Это их не удовлетворяет. |
1036 | Сельджуки требуют у Масуда новых территорий и, не получив ответа, начинают поход на Газну. |
1040 | После ряда осад и сражений Масуд терпит окончательное поражение в битве при Данданакане близ Мерва. Тогрул-бек провозглашается султаном в Нишапуре, а Чагры-бек - в Мерве; Тогрул-бек пишет халифу ал-Каиму письмо, где описывает беды и притеснения, выпавшие на долю сельджуков, и оправдывает войну. Вслед за тем владения Газневидов делят: им остается Синд, сельджуки получают Хорасан. |
1040, сентябрь. | В битве при Балхе сельджуки наносят поражение Маудуду, сыну и преемнику Масуда. После этого хорезм-шах Исмаил Хандан ибн Алтунташ переходит на их сторону. Чагры-бек утверждается в Мерве править Хорасаном, получив титул Малик-ал-мулук ("владыка владык"), в то время как султан Тогрул-бек отправляется на запад. В это время Масуд едет в Индию с огромными сокровищами, чтобы набрать там новую армию, но по дороге его грабят собственные приближенные; против него восстает его брат Мухаммед, которого он ранее ослепил и заточил. Мухаммед вступает на престол в Газне, и Масуда казнят по его приказу. Впрочем, позднее Маудуд отомстил за отца, свергнув и убив Мухаммеда. |
1040 - 1050 | Завоевание Ирана Тогрул-беком. |
1048 | Византийцы отстраивают церковь Святого Гроба в Иерусалиме. |
1052 | Султан Газны Фаррух ибн Маудуд наносит поражение сельджукам. |
1055 | Тогрул-бек вступает в Багдад. Он получает от халифа грамоту на владение теми территориями, которые уже завоевал, и провозглашается в хутбе "султаном Востока и Запада". Теперь он направляет усилия на свержение Бувайхидов, занимающих в халифате все ключевые посты: для начала он объявляет их еретиками. Для ревностных суннитов Сельджукидов засилье шиитов при дворе было особенно нетерпимо. Бувайхидский командующий столичным гарнизоном Абу Харис ал-Музаффар ал-Басасири вносит раскол между Тогрул-беком и его братом Ибрахимом Йиналом. Вызвав из Хорасана войска своего племянника Альп-Арслана, Тогрул-бек кое-как одолевает брата. После этого на его сторону переходят бедуины, служащие в войске Басасири, и последний вынужден бежать в Египет. |
1059 | Аль-Басасири, нашедший в Египте поддержку фатимдского халифа ал-Мустансира, возвращается с войсками, однако терпит поражение от Тогрул-бека. Аль-Басасири казнен, и теперь вся полнота власти в государстве переходит к султанам из рода Сельджукидов. Они, не медля, продолжают свои завоевания дальше, перенося войну на Азербайджан, Армению, Грузию, Византию. |
1063,4 сентября. | Смерть Тогрул-бека. Его преемником становится племянник Альп-Арслан ибн Дауд ибн Микаил ибн Сельджук. |
1064 | Альп-Арслан вторгается в Грузию; одновременно его сын Джалал ад-даула Малик-шах начинает действия против византийских пограничных крепостей. Грузинский царь Баграт IV подписывает мир с халифатом на условиях уплаты джизьи. После этого Альп-арслан берет византийскую (армянскую) крепость Ани (16 августа 1064). |
1071 | Фатимдский военачальник Бадр аль-Джамали, в то время правитель Акры, приглашает Атсыза (Азиза), одного из тюркских предводителей, чтобы воспрепятствовать набегам бедуинов на свои владения в Сирии. Атсыз, однако, начинает действовать в своих интересах и вскоре захватывает всю Палестину с Иерусалимом. Фатимиды делают попытку вернуть утерянное, и тогда Альп-Арслан объявляет им священную войну, вторгается в Сирию сам и занимает Алеппо. Однако сразу же после этого султану приходится быстро двигать свои войска на северо-восток, где начинается наступление византийского императора Романа Диогена. |
1071, 19 августа. | Альп-Арслан одерживает над византийцами победу в грандиозной битве при Манцикерте. В плен попадает сам император Роман Диоген. По мирному договору, подписанному императором Романом, Византия теряла большую часть Анатолии и должна была выплачивать ежегодную дань в 360000 динаров (условия договора, указываемые разными источниками, сильно разнятся). Впрочем, поскольку Роман Диоген, еще находясь в плену, был свергнут, эти условия никогда не выполнялись. Тем не менее, с разгромом императорских войск путь в Малую Азию для сельджуков был открыт. |
1072 | Во владения сельджуков вторгся Йакуб, шах Хорезма. Альп-Арслан нанес ему поражение при Берцеме и взял в плен, но тот ухитрился спрятать два кинжала и, беседуя после битвы, нанести султану смертельное ранение. Альп-Арслан скончался 8 декабря 1072. Он назначает преемником Малик-шаха, но против этого сразу же восстает его брат Кавурд-бек, управляющий областями Фарс и Керман. |
1072 - 1092 | Правление Малик-Шаха. Могущество державы Сельджукидов достигает вершины. Уже Альп-Арслан разорвал связи с кочевым прошлым, расселив большинство кочевников по окраинам государства под предлогом защиты границ. На службу вновь привлекались образованные люди, главным образом из иранской интеллигенции; в частности, при Малик-Шахе значительную роль в управлении государством играет вазир Низам аль-Мульк. Известный как "величайший из вазиров", он служил еще Альп-Арслану и написал книгу "Сийасет-наме" ("Достоинства царей"), посвященную вопросам государственного управления. Низам аль-Мульк пытался проводить абсолютистскую политику, но при этом в стране усиливались центробежные тенденции, чему способствовала сельджукская традиция управлять государством всем кланом (династия сильно разрослась, и все претендовали на обладание своим личным уделом). Продолжается практика передачи прав на сбор доходов с поземельного налога хараджа в отдельных местностях эмирам и военачальникам, широко применявшаяся еще Бувайхидами. Они же установили порядок, при котором владелец такого удела (икта, соответственно владелец - мукта) осуществлял в нем как фискальные, так и административные функции. Эта мусульманская форма феодализма никогда не отличалась стабильностью: на Востоке не было закона о первородстве, владения разделялись и перераспределялись, а их владельцы постоянно менялись. В 1087 Низам аль-Мульк был вынужден признать внутреннюю логику системы и освободить армейских военачальников, держателей икта, от налогов. |
1073 | Кавурд-бек убит на подходах к Рею. |
1075 - 1094 | Халиф ал-Муктади. |
1076 | Атсыз завоевал Дамаск. |
1077 | Атсыз сделал попытку вторгнуться в Египет, но не рассчитал своих сил и был отброшен Бадром аль-Джамали. Опасаясь ответного удара, Атсыз обратился за помощью к Малик-Шаху, тот охотно откликнулся и отправил своего брата Тутуша с большим отрядом, разрешив ему стать эмиром земель, которые он сумеет захватить. В результате почти вся Сирия, управляемая Тутушем из Дамаска, перешла в руки сельджуков, а под фатимидским контролем осталась лишь узкая прибрежная полоса с Акрой и Тиром. Впрочем, этот контроль тоже был крайне относительным, в 1070-е в Тире и Триполи правили шиитские кади, позднее власть над Триполи захватили шейхи бедуинского племени бану аммар. |
1077 | В Малой Азии на бывших византийских землях образуется фактически независимое государство Сельджуков Рума (Румский султанат, то есть ромейский, римский) со столицей в Никее. Правит в нем Сулайман ибн Кутулмыш, сын одного из двоюродных братьев Тогрул-бека, присвоивший себе титул султана. |
1080 | В Иерусалиме основан странноприимный дом Св. Иоанна. |
1081 | Сулайман заключил мир с византийским императором Алексеем и попытался отобрать у Великих Сельджукидов северную часть Сирии между Алеппо и Антиохией. |
1084 | Сельджуки овладели Антиохией, отняв ее у Византии. |
1086 | Никейский султан Сулайман потерпел поражение от Тутуша и был убит. Никея теряет автономию. |
1087 | В северной Персии появился исмаилитский вождь Хасан ибн ас-Саббах. В прошлом чиновник на службе турецкого султана, он сколотил тайный союз из своих фанатичных последователей. |
1080-е | в сирийских городах развертывается движение за автономию от Фатимидов; сельджуки, пользуясь этим, захватывают Сайду. |
1089 | Фатимиды вернули Тир и другие отпавшие города. Там, однако, вспыхивают новые возмущения. |
1090, август. | Центром исмаилитов стал неприступный горный замок Аламут, откуда Хасан (получивший теперь прозвище Горного старца) вытеснил Алидского принца. Султан пишет ему угрожающие письма, имам отлаивается, обвиняя халифский двор в развращенности и одновременно ведя проповедь в пользу Фатимидов. Начинается война. |
1092, октябрь. | Низам ал-Мулк убит ассасинами Горного старца. |
1092, 19 ноября. | Смерть великого султана Джалал ад-дина ва-д-дин Абу Фатха Малик-шаха ибн Алп-Арслан ибн Дауд ибн Микил ибн Сельджук. Среди его потомков, разделивших державу на части, началась усобица, поведшая к одичанию и запустению страны. Пока сыновья Малик-Шаха Баркьярок, Санджар и Мухаммад (все носившие титул султана) боролись за власть в центральной части державы, периферийные провинции отделились. |
1092 | Килидж-Арслан, сын Сулаймана ибн Кутулмыша, восстанавливает Румский султанат и провозглашает себя султаном. |
Египет и Северная Африка
Самая известная из шиитских сект - исмаилиты - возникла в VIII веке. В ее основе лежало учение об "инкарнации" (хулул) - "воплощении Божества в человеке", общее для экстремистских сект, которые обожествляли пророка Мухаммада, халифа Али как его преемника и последующих имамов из рода Алидов. При шестом имаме Джафаре ас-Садике (ум. 765) преемственность была нарушена: Джафар отстранил от наследства своего старшего сына Исмаила в пользу младшего, Мусы; к тому же Исмаил умер раньше своего отца. Исмаилиты не признали это решение и тем самым окончательно разошлись с умеренными шиитами-имамитами ("двунадесятниками" - "аль-иснаашарийа" - по числу признаваемых ими имамов). После смерти седьмого (для исмаилитов) имама Мухаммада ибн Исмаила наступил еще один раскол. Одни считали Мухаммада последним имамом, не признавали его смерти и ожидали его возвращения из "укрытия" в конце времен в качестве махди - имама воскрешения из мертвых. Так появилась секта карматов. Другие признавали имамат одного из сыновей Мухаммада и его потомков, "скрытых имамов" - собственно исмаилиты. Те и другие создали сильные тайные организации и вели агитацию среди городских низов, крестьян и бедуинов через проповедников даи (мн.ч. дуат). На рубеже IX - X веков дуат начали распространять слух, что махди уже явился и имя его Убайдаллах.
893 | Энергичный проповедник Абу Абдаллах отправляется в Северную Африку, с конца VIII века поделенную эмирами трех династий: Идрисидами (Марокко), Рустамидами (западный Алжир), Аглабидами (Ифрикия, нынешний Тунис). Он появляется в Ифрикии, где его проповеди попадают на благодатную почву. Местные племена берберов-хариджитов находились в постоянном конфликте с суннитской династией и с радостью оказали ему поддержку. |
902 | Убайдаллах, вышедший из "сокрытия" и возглавивший (899) карматское восстание в Сирии, потерпел поражение от Муниса и бежал в Северную Африку. Тем не менее, он не спешит объединиться с Абу Абдаллахом, какое-то время бродит со своим отрядом в районе Атласа и в результате попадает в плен к берберам. |
909 | Абу Абдаллах свергает Аглабидов и освобождает Убайдаллаха. Имам перебирается в Кайраван и провозглашает себя халифом, приняв имя аль-Махди. Положено начало династии Фатимидов (от имени Фатимы - дочери пророка и жены халифа Али; сунниты, не признавая происхождения династии от нее, называли их Убайдийун от имени Убайдаллаха). Затем аль-Махди при помощи берберского племени кетама сверг Рустамидов, а Идрисидов сделал своими данниками. Помимо Северной Африки во владение новой династии по наследству от Аглабидов перешли Сицилия, Мальта и ряд других островов. |
909 - 934 | халиф аль-Махди. Его триумфальное восшествие на трон несло в себе зерно саморазрушения: несмотря на легендарный ореол и громкое имя, халиф-имам не принес обещанного чуда. Конец времен не наступил. Фатимиды, начиная с первого своего представителя, показали себя очень прагматичной династией и быстро разорвали связи с экстремистами-карматами (многие лидеры которых были убиты подосланными аль-Махди людьми). |
911 | Халиф обвиняет в заговоре и казнит Абу Абдаллаха, одновременно он обрушивается с репрессиями на вечно непокорные берберские племена. |
914 | Первое вторжение фатимидских войск в Египет. Удается захватить Александрию, но потом армия багдадского халифа выбивает их обратно. |
919 - 920 | Второе вторжение в Египет с тем же результатом. |
934 - 946 | халиф аль-Каим |
934 | Фатимиды штурмуют и сжигают Геную. |
935 | Аббасидский халиф ар-Ради назначил наместником Египта тюркского военачальника Мухаммада ибн Тугджа аль-Ихшида (935 - 946), тот сумел добиться самостоятельности в управлении страной, и его потомки - Ихшидиды - правили ей до 969 года. Они не стремились к отделению от аббасидской империи; их внутренняя политика была разумной, и в этот период Египет процветал. |
936 | Очередное неудачное вторжение в Египет. |
944 - 947 | Большое берберское восстание против Фатимидов во главе со школьным учителем-хариджитом Абу Йазидом. Повстанцы овладели Кайраваном. |
945 | Абу Йазид осаждает столицу Фатимидов аль-Махдию. |
946 - 953 | халиф аль-Мансур. Реорганизовав армию и используя разногласия жителей Кайравана с берберами-хариджитами, он сумел справиться с восстанием. |
953 - 975 | халиф аль-Муизз. Он сделал завоевание Египта своей основной целью. К себе на службу халиф привлек двух ценнейших помощников: военного - бывшего раба-христианина Джаухара и экономического - иудея Ибн Киллиса. |
960 | Аль-Муизз добился признания своей власти Алидами Мекки и Медины и установил опеку над святыми местами. |
967 | В вассальную зависимость от Фатимидов переходят сирийские Хамданиды. |
969 | Огромная армия во главе с Джаухаром вступает в Египет, разбивает под Гизой египетское войско и занимает Фустат. Через неделю после падения города в его окрестностях основана новая столица - аль-Кахира ("Побеждающая", ныне Каир). 9 июля в старой мечети Фустата в хутбе впервые упомянуто имя халифа аль-Муизза. |
970 - 971 | Вторжение карматов в Египет лишь с большим трудом отражено Джаухаром. |
973 | Перенос столицы из аль-Махдии в аль-Кахиру. |
972 | Аль-Муизз назначает Йусуфа ибн Зири наместником Ифрикии за поддержку, оказанную им Фатимидам во время восстания Абу Йазида. Основание берберской династии Зиридов. |
974 - 975 | Новая вылазка карматов в Египет; халиф ненадолго попадает в осаду в своей новой столице. |
975 - 996 | халиф аль-Азиз. Время, когда династия достигла предела своего могущества и территориального роста. К 975 году Фатимиды подчинили как юг, так и север Сирии, а затем и Хиджаз - под их опекой оказались Мекка и Медина. Империя Фатимидов была редким для своего времени абсолютистским, а не феодальным государством. Получение налогов через откупщиков здесь было запрещено, а сама структура земледелия в Египте (нильская дельта со сложнейшей ирригационной системой) способствовала развитию сильной и деспотической центральной власти. |
996 | Халиф приказал снарядить флот для войны с Византией, но флот сгорел при строительстве, и в поджоге обвинили греческих купцов. Начались погромы, в которых убивали не только иноземцев, но и местных христиан (погиб местный несторианский епископ). Виновные наказаны, но сам факт показателен: до сих пор фатимидские владения отличались редкостной религиозной терпимостью. |
996 - 1021 | халиф аль-Хаким. Эксцентричный и, по-видимому, психически нездоровый человек. Его правление было отмечено началом упадка халифской власти. Он круто изменил отношение к иноверцам, от былой терпимости не осталось и следа. Аль-Хаким попытался обратить все население страны в шиизм (а так большинство населения шиитского халифата продолжали оставаться правоверными суннитами). В 1018 году последовал приказ о воздаянии божеских почестей халифу. Эти и многие другие, менее масштабные, "чудачества" порождали все новые волнения, неизменно заканчивавшиеся казнями. |
1003 | Аль-Хаким начинает преследования христиан и евреев. Церкви сносят, на их месте строят мечети, запрещены публичные христианские праздники, христианам вменено в обязанность носить на одежде тяжелый деревянный крест, иудеям - тяжелый шар. |
1009 | Аль-Хаким разрушает храм Гроба Господня в Иерусалиме. |
1015 - 1016 | Зиридские корсары изгнаны с Сардинии генуэзцами и пизанцами. |
1021 | Аль-Хаким исчез при таинственных обстоятельствах. Выехав однажды ночью (днем он не появлялся) на своем осле из Каира, он отпустил слуг, и больше его никто не видел. Через пару дней нашли изувеченного осла и одежду халифа. Ходили слухи, что он убит не без участия своей сестры Ситт аль-Мульк, ставшей после этого опекуншей его малолетнего сына и фактической правительницей Египта. Аль-Хаким пополнил число шиитских сект: друзы Сирии и Ливана до сих пор верят, что он не умер, а ушел "в сокрытие" и теперь появится в конце времен в качестве махди. Весь ХI век после его исчезновения отмечен смутами, борьбой за власть военных клик и начавшимся политическим и экономическим упадком Фатимидской империи. |
1021 - 1036 | халиф аз-Захир. В его правление Египет страдал от набегов различных сирийских мятежников, в том числе Салиха ибн Мирдаса (основателя династии Мирдасидов) из Алеппо. |
1027 | Ситт аль-Мульк умерла, и реальная власть в государстве перешла в руки вазира Абу-ль-Касима аль-Джарджараи, правившего до 1045 года. |
1036 - 1094 | халиф ал-Мустансир. Традиция опекунского управления укоренилась, и после смерти Абу-ль-Касима Египтом фактически управляла мать молодого халифа, в прошлом суданская рабыня. Усилившиеся межэтнические столкновения в армии, начавшиеся еще при аль-Хакиме, доводят ее до полной анархии: сначала суданцы поддерживали тюрков в борьбе с берберами; потом, когда Северная Африка вышла из подчинения Фатимидам, и берберских частей в армии практически не осталось, борьба разгорелась между суданцами и тюрками, и тюрки в ней победили. |
1036 | Йахйа ибн Омар, один из глав племен кочевавшего в Сахаре племенного объединения санхаджа, принял ислам и совершил паломничество в Кайраван. Вернувшись, он пригласил известного марокканского законоведа Абдаллаха ибн Йасина проповедовать среди соплеменников. Их усилия наталкивались на сильное сопротивление, и тогда они построили в устье р. Сенегал крепость (рибат), где создалось закрытое общество, основанное на безграничном почитании Корана и жесткой дисциплине и имевшее своей целью священную войну - сперва против язычников-негров, а затем и против тех берберов, которым недоставало истинной веры. Из крепости ислам распространялся по западной Африке. Жителей рибата называли ал-мурабитун ("находящиеся в крепости") - отсюда пошло название династии Альморавидов. В последующие годы они завоюют Марокко и Северную Африку вплоть до Алжира. |
1041 | В Северной Африке эмир Шараф ад-даула ал-Муизз из династии Зиридов, правившей Ифрикией под властью Фатимидских халифов, объявил о возвращении под власть Аббасидов. Фатимиды ответили союзом с бедуинами племен хилал и сулайм, переселившихся в Магриб из Нижнего Египта. Кончится этот политический этюд плохо для Зиридов: они будут вытеснены из Кайравана и потеряют всякое влияние, как в Африке, так и на Средиземном море. |
1050 - 1082 | Движение Альморавидов в Мавретании: набег на Гану (1054); захват Марокко (1056 - 1069), Алжира (1082). В 1059 ибн Йасин пал в бою и дальнейшие завоевания возглавил Йусуф ибн Ташфин, будущий основатель династии Альморавидов. |
1050 - 1057 | Кочевые племена Бану Хилал мигрируют на запад, захватывая Ливию и Тунис. Многие города разрушены, городская культура приходит в упадок. Кайраван теряет свое экономическое и политическое значение. На какое-то время это приводит к усилению Хаммадидов - побочной ветви Зиридов, правящей западнее, в Калате, но потом волна нашествия докатывается и до них. |
1060 - 1071 | Изгнание Зиридов с Сицилии. |
1062 | Йусуф ибн Ташфин основал Марракеш, южную столицу Марокко. |
1073 | Не в силах более терпеть произвол тюркских эмиров в Египте, халиф обратился за помощью к армянскому военачальнику Бадру аль-Джамали, правителю Акры. |
1074 | Бадр аль-Джамали прибыл в аль-Кахиру с собственным армянским отрядом, перебил главных тюркских эмиров и сотрудничавших с ними египетских чиновников и установил собственную диктатуру. В своих руках он сосредоточил три должности: вазира, командующего войсками (амир аль-джуйуш) и главы корпуса исмаилитских миссионеров (хади ад-дуат). Бадр крепко взял халифа в свои руки и навел порядок в стране. Он сумел улучшить экономическое положение и фактически спас государство, стремительно скатывающееся в пропасть. При Бадре вновь возродились фатимидские притязания на власть во всем мусульманском мире, он сумел противостоять натиску сельджуков своей активной военной и идеологической политикой. |
1070-е и 1080-е | Фатимидские владения в Сирии сильно потеснены сельджуками |
1075 | Зириды заключают мир и торговый договор с норманнами. |
1082 | Создание Йусуфом ибн Ташфином объединенного государства в Северной Африке. |
1086 | Йусуф ибн Ташфин отправляется в Испанию на помощь тамошним князьям, терпящим поражение в борьбе с христианами (см. французскую хронологию). |
1087 | Объединенные силы итальянских городов взяли штурмом и разграбили Махдию. |
|
|