О НАС
КРЕСТ И МЕЧ
СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ
ФОРУМ
































Хронология исторических событий
Мусульманский Восток

IX - Х века были эпохой ослабления и распада халифата. Она началась с войны за престол между братьями аль-Амином и аль-Мамуном (809 - 813). Еще при приходе Аббасидов к власти (750) от халифата отделилась Испания, в конце VIII века отпали эмираты Северной Африки, а в течение IX в. за ними последовали Египет, Хорасан и Мавараннахр. Значительно усилились раскольнические и еретические течения в исламе: шииты, мутазилиты, хариджиты. В последнее десятилетие VIII века появилась новая страшная опасность - одна из крайних шиитских сект, карматы, закрепившиеся в Аравии и Бахрейне. Их нападения на города и караваны привели к волнениям в Багдаде, и, в конечном счете, к сильному росту влияния военных кругов и ограничению полномочий вазиров (уже в начале IX века из халифской армии практически исчезли арабы, и ее составляли различные малоцивилизованные народы окраин, но главным образом тюрки). В 903 карматов выбили из Сирии, но свои позиции в Аравии они сохранили. Восточные провинции халифата (Хорасан, Хорезм, Мавараннахр) под властью Саманидов (875 - 998) и Газневидов достигла расцвета, невиданного при арабах.

908
Слабый и изнеженный халиф Джафар ал-Муктадир (908 - 932) присваивает тюркскому военачальнику Мунису титул "амир ал-умара" ("эмир эмиров"). К Мунису переходит реальная власть, управление и командование войсками. Эпоха великих вазиров подходит к концу.
909
Крах аббасидского влияния в Северной Африке; власть в ней захватывают Фатимиды. В исламском мире появляется второй халиф - шиитский (исмаилитский).
927 - 945
Иран подвергается завоеванию горцев-дайлемитов; на севере страны обосновывается династия Зийаридов, юг и запад захватывают Бувайхиды (Буиды).
929
В Испании появляется третий халиф - этот титул присваивает омейядский эмир Абд ар-Рахман III.
930
Карматы похищают "черный камень" из Каабы в Мекке. Вернуть его удается только через двадцать лет при посредничестве фатимидского халифа.
945
Ахмад из рода Бувайхидов без сопротивления вступает в Багдад. На последующие 110 лет контроль и опека над Аббасидами переходят к этой династии. Ахмад, теперь именующийся Муизз ад-Даула ("Опора государства"), получает от халифа ал-Мустакфи титул амир ал-умара, а затем и султана. В благодарность он ослепляет и смещает ал-Мустакфи. Впоследствии Бувайхиды оставили за халифом ровно две привилегии: его имя упоминалось в общенародной молитве и чеканилось на монетах. Халиф продолжал считаться духовным главой суннитов, но ему приходилось сквозь пальцы смотреть на дальнейший рост влияния шиитов (сами Бувайхиды были шиитами умеренного толка, "двунадесятниками").
946 - 974
халиф аль-Мути.
949 - 983
В Багдаде правит Адуд ад-Даула - племянник Муизз ад-Даула, выдвинувшийся в ходе борьбы за власть после смерти основателя династии (отсутствие майората на Востоке делало наследование зачастую крайне утомительной процедурой) - самый выдающийся из Бувайхидов.
961
После смерти очередного саманидского эмира командовавший войсками в Хорасане тюркский раб Алп-Тегин попытался передать власть в государстве угодному ему правителю, но потерпел неудачу и был вынужден бежать с частью войска в Газну (Афганистан). Основание государства Газневидов. Алп-Тегин (961 - 977) и его первый преемник Себук-Тегин (977 - 998) формально оставались лишь наместниками Саманидов, но фактически были полными хозяевами в своих землях.
967
Византийский император Никифор Фока вторгается в Сирию и вынуждает местного князька Сад ад-Даула из династии Хамданидов признать себя его вассалом. Продвижение византийцев останавливает фатимидское войско; контроль над Сирией обретают Фатимиды.
974 - 991
халиф аль-Таи
985
Сельджук, военачальник (сю-баши) у верховного правителя тюрок-огузов Ябгу, узнает, что правитель, опасаясь соперничества, задумал его убить. Он собирает людей своего племени, скот и переселяется под предлогом поиска новых пастбищ в Хорасан, где они принимают ислам. Сельджуки служат Саманидам - правителям Хорасана и Мавараннахра - в войнах против Караханидов династии тюрок-степняков из народности карлуков, владевших Восточным Туркестаном.
992
Караханидский предводитель Бугра-хан вторгся в Мавараннахр и занял Бухару. Государству Саманидов был нанесен страшный удар, и теперь оно стремительно распадается.
990-е
Появление в северной Месопотамии автономных династий Марванидов (курдского происхождения, правили в Даярбакыре, Хилате, Малазгирте) и Укайлидов (из бедуинской племенной группы амир ибн саасайа, правили в Мосуле). Лавируя между Аббасидами и Фатимидами, они продержатся до прихода турок-сельджуков в 80-е - 90-е годы XI века.
991 - 1030
халиф ал-Кадир.
998 - 1030
Правление Махмуда Газневи - наиболее могущественного властителя Газны. Он первым объявил себя полностью независимым от Саманидов, а позднее принял титул султана. Махмуд прославился как фанатичный "сокрушитель неверных". Он овладел Хорезмом, установил с Караханидами границу по Амударье, отнял у Бувайхидов Рей и Хамадан и совершил несколько походов вглубь Индии. Переняв иранские традиции государственного управления и культуры, он полностью порвал с языческой тюркской средой, из которой вышел.
999
Бугра-хан и Махмуд Газневи делят власть над распавшейся саманидской империей. Караханидам достался Мавараннахр, Газневидам - Хорасан.
Ок. 1000
Массы тюркских (турецких) племен снимаются со своих кочевий в степях современного Казахстана и начинают движение на запад.
1009
Фатимидский халиф Хаким начинает преследования христиан и евреев и приказывает разрушить все церкви и монастыри Палестины, начав с церкви Святого Гроба.
1017
Халиф ал-Кадир специальным приказом, угрожая наказанием за неповиновение, потребовал от мутазилитов отказа от их учения. Тех, кто отклонялся от традиционного ислама, объявляли еретиками и всячески преследовали. В том же году он составил "Послание", которое называют мусульманским "символом веры", "дабы можно было видеть, кто же неверующий".
1023 - 1079
Автономная династия Мирдасидов в северной Сирии (Алеппо). Выходцы из североарабского племени килаб, они заняли Алеппо как часть общей миграции бедуинов, большей частью шиитов, в оседлые окраинные районы Ирака и Сирии. Возможно, причиной ее стали карматы, сделавшие жизнь в Сирийской пустыне невыносимой. Кратковременное правление Мирдасидов было полностью посвящено обороне от Фатимидов с одной стороны и Византии с другой.
1025
Махмуд Газневи разрешает тюркам-огузам перейти Амударью. Через некоторое время они начинают откочевывать дальше на запад.
1029
Пошатнувшийся контроль Фатимидов над Сирией восстановлен в результате победы Ануш-Текина аль-Дизбири над Салихом ибн Мирдасом в сражении под Ухоной.
1031
Омейядский халифат в аль-Андалусе (Испания) прекратил свое существование.
1031 - 1075
Халиф ал-Каим.
1031 - 1041
Правление газневидского султана Масуда. Державшаяся во многом на таланте и воле его отца империя рушится.
1035
Масуд дает разрешение четырем тысячам тюркских семей поселиться в Северном Хорасане в качестве защиты от набегов новых тюркских кочевников. Однако тюрки, получающие постоянные подкрепления из соседних степей, обращают оружие против него самого. Ими руководят два внука Сельджука - Тогрул-бек и Чагры-бек. В июне происходит битва в пустыне между Фаравом и Шахристаном, в которой сельджуки во главе с Тогрул-беком наносят поражение султану Масуду: это происходит после того, как Масуд, включив сельджукские отряды в свои войска, не назначил им жалованье. После победы сельджуки получают жалованную грамоту на владение землями, а их правители - право титуловаться дехканами (так в халифате именовали крупных землевладельцев). Это их не удовлетворяет.
1036
Сельджуки требуют у Масуда новых территорий и, не получив ответа, начинают поход на Газну.
1040
После ряда осад и сражений Масуд терпит окончательное поражение в битве при Данданакане близ Мерва. Тогрул-бек провозглашается султаном в Нишапуре, а Чагры-бек - в Мерве; Тогрул-бек пишет халифу ал-Каиму письмо, где описывает беды и притеснения, выпавшие на долю сельджуков, и оправдывает войну. Вслед за тем владения Газневидов делят: им остается Синд, сельджуки получают Хорасан.
1040, сентябрь.
В битве при Балхе сельджуки наносят поражение Маудуду, сыну и преемнику Масуда. После этого хорезм-шах Исмаил Хандан ибн Алтунташ переходит на их сторону. Чагры-бек утверждается в Мерве править Хорасаном, получив титул Малик-ал-мулук ("владыка владык"), в то время как султан Тогрул-бек отправляется на запад. В это время Масуд едет в Индию с огромными сокровищами, чтобы набрать там новую армию, но по дороге его грабят собственные приближенные; против него восстает его брат Мухаммед, которого он ранее ослепил и заточил. Мухаммед вступает на престол в Газне, и Масуда казнят по его приказу. Впрочем, позднее Маудуд отомстил за отца, свергнув и убив Мухаммеда.
1040 - 1050
Завоевание Ирана Тогрул-беком.
1048
Византийцы отстраивают церковь Святого Гроба в Иерусалиме.
1052
Султан Газны Фаррух ибн Маудуд наносит поражение сельджукам.
1055
Тогрул-бек вступает в Багдад. Он получает от халифа грамоту на владение теми территориями, которые уже завоевал, и провозглашается в хутбе "султаном Востока и Запада". Теперь он направляет усилия на свержение Бувайхидов, занимающих в халифате все ключевые посты: для начала он объявляет их еретиками. Для ревностных суннитов Сельджукидов засилье шиитов при дворе было особенно нетерпимо. Бувайхидский командующий столичным гарнизоном Абу Харис ал-Музаффар ал-Басасири вносит раскол между Тогрул-беком и его братом Ибрахимом Йиналом. Вызвав из Хорасана войска своего племянника Альп-Арслана, Тогрул-бек кое-как одолевает брата. После этого на его сторону переходят бедуины, служащие в войске Басасири, и последний вынужден бежать в Египет.
1059
Аль-Басасири, нашедший в Египте поддержку фатимдского халифа ал-Мустансира, возвращается с войсками, однако терпит поражение от Тогрул-бека. Аль-Басасири казнен, и теперь вся полнота власти в государстве переходит к султанам из рода Сельджукидов. Они, не медля, продолжают свои завоевания дальше, перенося войну на Азербайджан, Армению, Грузию, Византию.
1063,4 сентября.
Смерть Тогрул-бека. Его преемником становится племянник Альп-Арслан ибн Дауд ибн Микаил ибн Сельджук.
1064
Альп-Арслан вторгается в Грузию; одновременно его сын Джалал ад-даула Малик-шах начинает действия против византийских пограничных крепостей. Грузинский царь Баграт IV подписывает мир с халифатом на условиях уплаты джизьи. После этого Альп-арслан берет византийскую (армянскую) крепость Ани (16 августа 1064).
1071
Фатимдский военачальник Бадр аль-Джамали, в то время правитель Акры, приглашает Атсыза (Азиза), одного из тюркских предводителей, чтобы воспрепятствовать набегам бедуинов на свои владения в Сирии. Атсыз, однако, начинает действовать в своих интересах и вскоре захватывает всю Палестину с Иерусалимом. Фатимиды делают попытку вернуть утерянное, и тогда Альп-Арслан объявляет им священную войну, вторгается в Сирию сам и занимает Алеппо. Однако сразу же после этого султану приходится быстро двигать свои войска на северо-восток, где начинается наступление византийского императора Романа Диогена.
1071, 19 августа.
Альп-Арслан одерживает над византийцами победу в грандиозной битве при Манцикерте. В плен попадает сам император Роман Диоген. По мирному договору, подписанному императором Романом, Византия теряла большую часть Анатолии и должна была выплачивать ежегодную дань в 360000 динаров (условия договора, указываемые разными источниками, сильно разнятся). Впрочем, поскольку Роман Диоген, еще находясь в плену, был свергнут, эти условия никогда не выполнялись. Тем не менее, с разгромом императорских войск путь в Малую Азию для сельджуков был открыт.
1072
Во владения сельджуков вторгся Йакуб, шах Хорезма. Альп-Арслан нанес ему поражение при Берцеме и взял в плен, но тот ухитрился спрятать два кинжала и, беседуя после битвы, нанести султану смертельное ранение. Альп-Арслан скончался 8 декабря 1072. Он назначает преемником Малик-шаха, но против этого сразу же восстает его брат Кавурд-бек, управляющий областями Фарс и Керман.
1072 - 1092
Правление Малик-Шаха. Могущество державы Сельджукидов достигает вершины. Уже Альп-Арслан разорвал связи с кочевым прошлым, расселив большинство кочевников по окраинам государства под предлогом защиты границ. На службу вновь привлекались образованные люди, главным образом из иранской интеллигенции; в частности, при Малик-Шахе значительную роль в управлении государством играет вазир Низам аль-Мульк. Известный как "величайший из вазиров", он служил еще Альп-Арслану и написал книгу "Сийасет-наме" ("Достоинства царей"), посвященную вопросам государственного управления. Низам аль-Мульк пытался проводить абсолютистскую политику, но при этом в стране усиливались центробежные тенденции, чему способствовала сельджукская традиция управлять государством всем кланом (династия сильно разрослась, и все претендовали на обладание своим личным уделом). Продолжается практика передачи прав на сбор доходов с поземельного налога хараджа в отдельных местностях эмирам и военачальникам, широко применявшаяся еще Бувайхидами. Они же установили порядок, при котором владелец такого удела (икта, соответственно владелец - мукта) осуществлял в нем как фискальные, так и административные функции. Эта мусульманская форма феодализма никогда не отличалась стабильностью: на Востоке не было закона о первородстве, владения разделялись и перераспределялись, а их владельцы постоянно менялись. В 1087 Низам аль-Мульк был вынужден признать внутреннюю логику системы и освободить армейских военачальников, держателей икта, от налогов.
1073
Кавурд-бек убит на подходах к Рею.
1075 - 1094
Халиф ал-Муктади.
1076
Атсыз завоевал Дамаск.
1077
Атсыз сделал попытку вторгнуться в Египет, но не рассчитал своих сил и был отброшен Бадром аль-Джамали. Опасаясь ответного удара, Атсыз обратился за помощью к Малик-Шаху, тот охотно откликнулся и отправил своего брата Тутуша с большим отрядом, разрешив ему стать эмиром земель, которые он сумеет захватить. В результате почти вся Сирия, управляемая Тутушем из Дамаска, перешла в руки сельджуков, а под фатимидским контролем осталась лишь узкая прибрежная полоса с Акрой и Тиром. Впрочем, этот контроль тоже был крайне относительным, в 1070-е в Тире и Триполи правили шиитские кади, позднее власть над Триполи захватили шейхи бедуинского племени бану аммар.
1077
В Малой Азии на бывших византийских землях образуется фактически независимое государство Сельджуков Рума (Румский султанат, то есть ромейский, римский) со столицей в Никее. Правит в нем Сулайман ибн Кутулмыш, сын одного из двоюродных братьев Тогрул-бека, присвоивший себе титул султана.
1080
В Иерусалиме основан странноприимный дом Св. Иоанна.
1081
Сулайман заключил мир с византийским императором Алексеем и попытался отобрать у Великих Сельджукидов северную часть Сирии между Алеппо и Антиохией.
1084
Сельджуки овладели Антиохией, отняв ее у Византии.
1086
Никейский султан Сулайман потерпел поражение от Тутуша и был убит. Никея теряет автономию.
1087
В северной Персии появился исмаилитский вождь Хасан ибн ас-Саббах. В прошлом чиновник на службе турецкого султана, он сколотил тайный союз из своих фанатичных последователей.
1080-е
в сирийских городах развертывается движение за автономию от Фатимидов; сельджуки, пользуясь этим, захватывают Сайду.
1089
Фатимиды вернули Тир и другие отпавшие города. Там, однако, вспыхивают новые возмущения.
1090, август.
Центром исмаилитов стал неприступный горный замок Аламут, откуда Хасан (получивший теперь прозвище Горного старца) вытеснил Алидского принца. Султан пишет ему угрожающие письма, имам отлаивается, обвиняя халифский двор в развращенности и одновременно ведя проповедь в пользу Фатимидов. Начинается война.
1092, октябрь.
Низам ал-Мулк убит ассасинами Горного старца.
1092, 19 ноября.
Смерть великого султана Джалал ад-дина ва-д-дин Абу Фатха Малик-шаха ибн Алп-Арслан ибн Дауд ибн Микил ибн Сельджук. Среди его потомков, разделивших державу на части, началась усобица, поведшая к одичанию и запустению страны. Пока сыновья Малик-Шаха Баркьярок, Санджар и Мухаммад (все носившие титул султана) боролись за власть в центральной части державы, периферийные провинции отделились.
1092
Килидж-Арслан, сын Сулаймана ибн Кутулмыша, восстанавливает Румский султанат и провозглашает себя султаном.
Египет и Северная Африка

Самая известная из шиитских сект - исмаилиты - возникла в VIII веке. В ее основе лежало учение об "инкарнации" (хулул) - "воплощении Божества в человеке", общее для экстремистских сект, которые обожествляли пророка Мухаммада, халифа Али как его преемника и последующих имамов из рода Алидов. При шестом имаме Джафаре ас-Садике (ум. 765) преемственность была нарушена: Джафар отстранил от наследства своего старшего сына Исмаила в пользу младшего, Мусы; к тому же Исмаил умер раньше своего отца. Исмаилиты не признали это решение и тем самым окончательно разошлись с умеренными шиитами-имамитами ("двунадесятниками" - "аль-иснаашарийа" - по числу признаваемых ими имамов). После смерти седьмого (для исмаилитов) имама Мухаммада ибн Исмаила наступил еще один раскол. Одни считали Мухаммада последним имамом, не признавали его смерти и ожидали его возвращения из "укрытия" в конце времен в качестве махди - имама воскрешения из мертвых. Так появилась секта карматов. Другие признавали имамат одного из сыновей Мухаммада и его потомков, "скрытых имамов" - собственно исмаилиты. Те и другие создали сильные тайные организации и вели агитацию среди городских низов, крестьян и бедуинов через проповедников даи (мн.ч. дуат). На рубеже IX - X веков дуат начали распространять слух, что махди уже явился и имя его Убайдаллах.

893
Энергичный проповедник Абу Абдаллах отправляется в Северную Африку, с конца VIII века поделенную эмирами трех династий: Идрисидами (Марокко), Рустамидами (западный Алжир), Аглабидами (Ифрикия, нынешний Тунис). Он появляется в Ифрикии, где его проповеди попадают на благодатную почву. Местные племена берберов-хариджитов находились в постоянном конфликте с суннитской династией и с радостью оказали ему поддержку.
902
Убайдаллах, вышедший из "сокрытия" и возглавивший (899) карматское восстание в Сирии, потерпел поражение от Муниса и бежал в Северную Африку. Тем не менее, он не спешит объединиться с Абу Абдаллахом, какое-то время бродит со своим отрядом в районе Атласа и в результате попадает в плен к берберам.
909
Абу Абдаллах свергает Аглабидов и освобождает Убайдаллаха. Имам перебирается в Кайраван и провозглашает себя халифом, приняв имя аль-Махди. Положено начало династии Фатимидов (от имени Фатимы - дочери пророка и жены халифа Али; сунниты, не признавая происхождения династии от нее, называли их Убайдийун от имени Убайдаллаха). Затем аль-Махди при помощи берберского племени кетама сверг Рустамидов, а Идрисидов сделал своими данниками. Помимо Северной Африки во владение новой династии по наследству от Аглабидов перешли Сицилия, Мальта и ряд других островов.
909 - 934
халиф аль-Махди. Его триумфальное восшествие на трон несло в себе зерно саморазрушения: несмотря на легендарный ореол и громкое имя, халиф-имам не принес обещанного чуда. Конец времен не наступил. Фатимиды, начиная с первого своего представителя, показали себя очень прагматичной династией и быстро разорвали связи с экстремистами-карматами (многие лидеры которых были убиты подосланными аль-Махди людьми).
911
Халиф обвиняет в заговоре и казнит Абу Абдаллаха, одновременно он обрушивается с репрессиями на вечно непокорные берберские племена.
914
Первое вторжение фатимидских войск в Египет. Удается захватить Александрию, но потом армия багдадского халифа выбивает их обратно.
919 - 920
Второе вторжение в Египет с тем же результатом.
934 - 946
халиф аль-Каим
934
Фатимиды штурмуют и сжигают Геную.
935
Аббасидский халиф ар-Ради назначил наместником Египта тюркского военачальника Мухаммада ибн Тугджа аль-Ихшида (935 - 946), тот сумел добиться самостоятельности в управлении страной, и его потомки - Ихшидиды - правили ей до 969 года. Они не стремились к отделению от аббасидской империи; их внутренняя политика была разумной, и в этот период Египет процветал.
936
Очередное неудачное вторжение в Египет.
944 - 947
Большое берберское восстание против Фатимидов во главе со школьным учителем-хариджитом Абу Йазидом. Повстанцы овладели Кайраваном.
945
Абу Йазид осаждает столицу Фатимидов аль-Махдию.
946 - 953
халиф аль-Мансур. Реорганизовав армию и используя разногласия жителей Кайравана с берберами-хариджитами, он сумел справиться с восстанием.
953 - 975
халиф аль-Муизз. Он сделал завоевание Египта своей основной целью. К себе на службу халиф привлек двух ценнейших помощников: военного - бывшего раба-христианина Джаухара и экономического - иудея Ибн Киллиса.
960
Аль-Муизз добился признания своей власти Алидами Мекки и Медины и установил опеку над святыми местами.
967
В вассальную зависимость от Фатимидов переходят сирийские Хамданиды.
969
Огромная армия во главе с Джаухаром вступает в Египет, разбивает под Гизой египетское войско и занимает Фустат. Через неделю после падения города в его окрестностях основана новая столица - аль-Кахира ("Побеждающая", ныне Каир). 9 июля в старой мечети Фустата в хутбе впервые упомянуто имя халифа аль-Муизза.
970 - 971
Вторжение карматов в Египет лишь с большим трудом отражено Джаухаром.
973
Перенос столицы из аль-Махдии в аль-Кахиру.
972
Аль-Муизз назначает Йусуфа ибн Зири наместником Ифрикии за поддержку, оказанную им Фатимидам во время восстания Абу Йазида. Основание берберской династии Зиридов.
974 - 975
Новая вылазка карматов в Египет; халиф ненадолго попадает в осаду в своей новой столице.
975 - 996
халиф аль-Азиз. Время, когда династия достигла предела своего могущества и территориального роста. К 975 году Фатимиды подчинили как юг, так и север Сирии, а затем и Хиджаз - под их опекой оказались Мекка и Медина. Империя Фатимидов была редким для своего времени абсолютистским, а не феодальным государством. Получение налогов через откупщиков здесь было запрещено, а сама структура земледелия в Египте (нильская дельта со сложнейшей ирригационной системой) способствовала развитию сильной и деспотической центральной власти.
996
Халиф приказал снарядить флот для войны с Византией, но флот сгорел при строительстве, и в поджоге обвинили греческих купцов. Начались погромы, в которых убивали не только иноземцев, но и местных христиан (погиб местный несторианский епископ). Виновные наказаны, но сам факт показателен: до сих пор фатимидские владения отличались редкостной религиозной терпимостью.
996 - 1021
халиф аль-Хаким. Эксцентричный и, по-видимому, психически нездоровый человек. Его правление было отмечено началом упадка халифской власти. Он круто изменил отношение к иноверцам, от былой терпимости не осталось и следа. Аль-Хаким попытался обратить все население страны в шиизм (а так большинство населения шиитского халифата продолжали оставаться правоверными суннитами). В 1018 году последовал приказ о воздаянии божеских почестей халифу. Эти и многие другие, менее масштабные, "чудачества" порождали все новые волнения, неизменно заканчивавшиеся казнями.
1003
Аль-Хаким начинает преследования христиан и евреев. Церкви сносят, на их месте строят мечети, запрещены публичные христианские праздники, христианам вменено в обязанность носить на одежде тяжелый деревянный крест, иудеям - тяжелый шар.
1009
Аль-Хаким разрушает храм Гроба Господня в Иерусалиме.
1015 - 1016
Зиридские корсары изгнаны с Сардинии генуэзцами и пизанцами.
1021
Аль-Хаким исчез при таинственных обстоятельствах. Выехав однажды ночью (днем он не появлялся) на своем осле из Каира, он отпустил слуг, и больше его никто не видел. Через пару дней нашли изувеченного осла и одежду халифа. Ходили слухи, что он убит не без участия своей сестры Ситт аль-Мульк, ставшей после этого опекуншей его малолетнего сына и фактической правительницей Египта. Аль-Хаким пополнил число шиитских сект: друзы Сирии и Ливана до сих пор верят, что он не умер, а ушел "в сокрытие" и теперь появится в конце времен в качестве махди. Весь ХI век после его исчезновения отмечен смутами, борьбой за власть военных клик и начавшимся политическим и экономическим упадком Фатимидской империи.
1021 - 1036
халиф аз-Захир. В его правление Египет страдал от набегов различных сирийских мятежников, в том числе Салиха ибн Мирдаса (основателя династии Мирдасидов) из Алеппо.
1027
Ситт аль-Мульк умерла, и реальная власть в государстве перешла в руки вазира Абу-ль-Касима аль-Джарджараи, правившего до 1045 года.
1036 - 1094
халиф ал-Мустансир. Традиция опекунского управления укоренилась, и после смерти Абу-ль-Касима Египтом фактически управляла мать молодого халифа, в прошлом суданская рабыня. Усилившиеся межэтнические столкновения в армии, начавшиеся еще при аль-Хакиме, доводят ее до полной анархии: сначала суданцы поддерживали тюрков в борьбе с берберами; потом, когда Северная Африка вышла из подчинения Фатимидам, и берберских частей в армии практически не осталось, борьба разгорелась между суданцами и тюрками, и тюрки в ней победили.
1036
Йахйа ибн Омар, один из глав племен кочевавшего в Сахаре племенного объединения санхаджа, принял ислам и совершил паломничество в Кайраван. Вернувшись, он пригласил известного марокканского законоведа Абдаллаха ибн Йасина проповедовать среди соплеменников. Их усилия наталкивались на сильное сопротивление, и тогда они построили в устье р. Сенегал крепость (рибат), где создалось закрытое общество, основанное на безграничном почитании Корана и жесткой дисциплине и имевшее своей целью священную войну - сперва против язычников-негров, а затем и против тех берберов, которым недоставало истинной веры. Из крепости ислам распространялся по западной Африке. Жителей рибата называли ал-мурабитун ("находящиеся в крепости") - отсюда пошло название династии Альморавидов. В последующие годы они завоюют Марокко и Северную Африку вплоть до Алжира.
1041
В Северной Африке эмир Шараф ад-даула ал-Муизз из династии Зиридов, правившей Ифрикией под властью Фатимидских халифов, объявил о возвращении под власть Аббасидов. Фатимиды ответили союзом с бедуинами племен хилал и сулайм, переселившихся в Магриб из Нижнего Египта. Кончится этот политический этюд плохо для Зиридов: они будут вытеснены из Кайравана и потеряют всякое влияние, как в Африке, так и на Средиземном море.
1050 - 1082
Движение Альморавидов в Мавретании: набег на Гану (1054); захват Марокко (1056 - 1069), Алжира (1082). В 1059 ибн Йасин пал в бою и дальнейшие завоевания возглавил Йусуф ибн Ташфин, будущий основатель династии Альморавидов.
1050 - 1057
Кочевые племена Бану Хилал мигрируют на запад, захватывая Ливию и Тунис. Многие города разрушены, городская культура приходит в упадок. Кайраван теряет свое экономическое и политическое значение. На какое-то время это приводит к усилению Хаммадидов - побочной ветви Зиридов, правящей западнее, в Калате, но потом волна нашествия докатывается и до них.
1060 - 1071
Изгнание Зиридов с Сицилии.
1062
Йусуф ибн Ташфин основал Марракеш, южную столицу Марокко.
1073
Не в силах более терпеть произвол тюркских эмиров в Египте, халиф обратился за помощью к армянскому военачальнику Бадру аль-Джамали, правителю Акры.
1074
Бадр аль-Джамали прибыл в аль-Кахиру с собственным армянским отрядом, перебил главных тюркских эмиров и сотрудничавших с ними египетских чиновников и установил собственную диктатуру. В своих руках он сосредоточил три должности: вазира, командующего войсками (амир аль-джуйуш) и главы корпуса исмаилитских миссионеров (хади ад-дуат). Бадр крепко взял халифа в свои руки и навел порядок в стране. Он сумел улучшить экономическое положение и фактически спас государство, стремительно скатывающееся в пропасть. При Бадре вновь возродились фатимидские притязания на власть во всем мусульманском мире, он сумел противостоять натиску сельджуков своей активной военной и идеологической политикой.
1070-е и 1080-е
Фатимидские владения в Сирии сильно потеснены сельджуками
1075
Зириды заключают мир и торговый договор с норманнами.
1082
Создание Йусуфом ибн Ташфином объединенного государства в Северной Африке.
1086
Йусуф ибн Ташфин отправляется в Испанию на помощь тамошним князьям, терпящим поражение в борьбе с христианами (см. французскую хронологию).
1087
Объединенные силы итальянских городов взяли штурмом и разграбили Махдию.