Назад Оглавление Вперед

...И еще раз о плащах и деревяшках.

     Если знать где искать, то в любом крупном городе можно наткнуться на тех, кого пресса именует "толкинистами". То есть любителей деревянных мечей в дурацких плащах из занавески, начитавшихся книжек писателя Толкина и вообразивших себя его героями. Да, отчасти это так и есть. Но - очень сильно отчасти.

     Толкиновская тематика вообще сбрасывает любого, кто пытается по-молодецки ее оседлать. Получаются либо розовые сопли о том, как чудно и как дивно устроен мир гениального профессора (а он действительно гений, только и при жизни терпеть не мог журналистов, мусолящих его творчество), либо брезгливая критика прямого и однозначного деления мира на добро и зло, без релятивистских полутонов, сильно смахивающая на хвастовство критика своей широтой взглядов.
     Английский профессор Джон Рональд Руэлл Толкин, потомок шведских эмигрантов, то ли из-за безмерного увлечения филологией, то ли благодаря фронтовому опыту, сближающему его с другими писателями-ветеранами Первой Мировой О.Хаксли, У.Голдингом и Т.Уайтом, в 1956-58 гг. опубликовал роман-трилогию "Властелин Колец", оказавшимся равно произведением развлекательного жанра фэнтези и современного европейского романа. Его сказка "Хоббит" (1935 г.) была одинаково высоко оценена в Британии, фашистской Германии (немецкий перевод не был опубликован в 1935 году, потому что издатели оскорбили автора, приложив к договору анкету о расовой полноценности) и Советском Союзе. В СССР "Хоббит" вышел в 1976 году; "Властелин Колец" публиковался по одной книге с 1982 по 1991 год, в основном благодаря "перестройке".
     Однако еще до выхода "Хоббита", благодаря самиздату и знанию английского языка, в стране были любители Толкина, в основном филологи и представители рок-культуры. На Западе роман Толкина по знаковости соперничал с "Чайкой по имени Джонатан Ливингстон" Баха и "Последним единорогом" Бигла. В нашей стране первый интерес читающей публики к Толкину, как считается, привлек Борис Гребенщиков, а первые песни "по мотивам" Толкина писались в кругах, примыкавших к Юрию Шевчуку. После "самиздатовского" перевода, скорее неточного пересказа, выход даже сокращенной первой книги "Хранители" (перевод А. Кистяковского и В. Муравьева) был подобен разорвавшейся бомбе. К 1990 году (запомните эту дату), когда вышла вторая книга и готовилась к выходу третья, в стране насчитывалось уже довольно много людей, в той или иной степени "перееханных" творчеством Толкина.
     В основном, они были профессиональными филологами, примыкавшими к молодежной культуре (в нашей стране - рок-культуре и культуре авторской песни, также клубы любителей фантастики - КЛФ). Толкин для них оказался таким же культовым чтением, как "Алиса" Кэрролла - для математиков; лишь при наличии специального образования постигается вся глубина связей книги с мировой устной и письменной культурой. Важность этих связей такова, что до сих пор с интересом читается книга У.Шиппи "Дорога в Средиземье", где автор, унаследовавший кафедру Толкина (тот преподавал историю английского языка) в Оксфордском университете, смог показать, что стоит за простыми, казалось бы, фразами романа - кипение идей в филологии и археологии начала XX века, восхищение автора эпосом европейских народов, сплав языческой доблести римских времен и католической теологии (Толкин был католиком).
     Любители Толкина, кстати, изобретение не российское. И у нас, и на Западе устраивались "хоббит-парти" в антуражных костюмах, обсуждения книг профессора и представления сцен из книги. Русским вкладом, отражающим чисто русское стремление к подвигу - неважно, духовному или воинскому - оказалось проведение ролевой игры по "Властелину Колец" с открытым сюжетом.
     11 лет назад красноярский КЛФ задумал ролевую игру по "Властелину Колец", пригласив на нее всех желающих. Для проведения была взята напрокат у неформальных педагогов методика воспитательной ролевой игры: в конце 80-х подростковые клубы, образовывавшие единую систему, начали проводить на природе ролевые игры, напоминающие смесь "Зарницы" с театральной импровизацией - в лесу размещаются несколько лагерей, которые моделируют города или другие поселения, в них живут люди, которые отыгрывают распределенные роли, не следуя сценарию, а творя его по своему разумению. Это называлось Большая Ролевая Игра (БРИг), и она помогала подростку влезть в шкуру персонажа из учебника истории, и понять, что он чувствовал.
     В августе 1990 года в красноярскую тайгу съехались около ста представителей той самой пестрой молодежной культуры - много людей из КЛФ, некоторое количество КСПшников и униформистов из военно-исторических клубов, несколько любителей Толкина. Игра прошла не то что успешно - она захватила всех и не отпустила. Это был уникальный сплав религиозной мистерии и "Зарницы", высокой мечты и военно-полевого практицизма. Игра перепахала всех причастных к ней, затронув многих, кто на нее не попал: в кругах КЛФ было объявлено о рождении "движения Хоббитских Игрищ" (ролевых игр по Толкину), при КЛФ стали множиться игровые команды, в ролевые игры стали перетекать люди из туризма, КСП, педагогики. Прошел мощнейший всплеск поэтического и песенного околоигрового творчества. Игры стали проводиться десятками, от скромных на 30-40 человек до "регионалок", собирающих до сотни человек из нескольких городов. Появились первые клубы ролевых игр - "Город мастеров", "Белая дорога" в Уфе, и многие другие.
     Постепенно "движение "Хоббитских игрищ"" переросло в "движение ролевых игр", во многом родственным движению КЛФ. Так что такое эта "ролевая игра"?
     Это мастерская группа, которая выбирает сюжет игры и пишет правила, а потом, выбрав игровой полигон (кусок леса в несколько квадратных километров), рассылает будущим игрокам приглашения. Игроки, минимум за несколько месяцев, готовятся к игре - готовят туристское снаряжение, шьют необходимую одежду, готовят создающие необходимый антураж мелочи, создают наметки ролей, по которым они уже будут импровизировать на игре. Если есть кому учить, "про запас" изучаются такие экзотические вещи, как иностранные языки, средневековые танцы или фехтование.
     Приехав на полигон, игроки расселяются по нескольким лагерям на 5-20 человек (общее количество игроков на полигоне может доходить до тысячи), в каждом из которых находится "правитель" и его "народ", состоящий из игровых "воинов", "кузнецов", "лекарей", "нищих", "менестрелей" и "священников". Игроки, точнее, их персонажи, "воюют", "мирятся", "интригуют", "женятся", "рождаются" и "умирают". Темой для игры выбирается любой сюжет из доогнестрельной эпохи или любого романа фэнтези, хотя в последнее время не исключение игры по "пост-ядерному" миру, с "мягкой" пневматикой вместо деревянных клинков.
     Вот только все это происходит за городом, и миало кто это видит. А в городах остаются клубы ролевых игр со своими тренировками, и уже одиозные тусовки "толкинистов". Будучи постоянно на виду, их то и дело принимают за истинное лицо движения, а ведь они создавались лишь чтобы не прощаться насовсем после игр. А после первых поверхностных статей на тему "там все с деревянными мечами, любят Толкина и воображают себя эльфами" в эти тусовки, к сожалению, пришли толпы любопытных тинейджеров, искренне считающих все это разновидностью ни к чему не обязывающей городской подростковой культуры.
     Слово "толкинист", придуманное безвестным журналистом, в движении ролевых игр давно используется как бранное - так обычно называют тех развязных 15-леток, которые собираются раз в неделю пить пиво и махать деревяшками, - а на игры, в общем-то, не ездят. А средний ролевик - человек 20-25 лет, уже состоявшийся в жизни. Многие из них, от аспирантов МФТИ до руководителей оффшорных фирм, благодарны играм, познакомившим с умными людьми, приучившим быстро и правильно решать, и отвечать за свои решения. Кто-то до сих пор отдает свои долги ролевым играм, организуя игры и клубы, вытаскивая "трудных" подростков с улицы.
     А кто-то ушел в историческое фехтование, которое в 1992 году основали выходцы из ролевых игр, предложив воссоздать рыцарские турниры по правилам XV века - пеший бой на тупых стальных мечах, в стальном шлеме и доспехе. С 1997 года историческое фехтование стало официальным видом спорта, но до сих пор фехтовальщики продолжают ездить на игры, а ролевики пробуют себя на мечевых турнирах.
     А еще ролевые игры связаны с целое поколение авторов в российской фантастике. Задолго до выхода своих романов Алексей Свиридов был прекрасно известен по своим "ролевым" песням; Алексей Мартьянов, кроме написания романов фэнтези, в этом году организует ролевую игру "Волки Одина", и даже Генри Лайон Олди как-то участвовали в организации ролевой игры по собственному роману.
     Но это все городская суета, а вы как-нибудь съездите за город на игру, почувствуйте себя человеком из другого мира, посидите у костра, послушайте игровые песни. Проснитесь утром, пройдите по полигону, ввяжитесь в крутейшую интригу, останьтесь ранены, убиты, женаты - это ж жизнь, а домой, к работе клерка или бизнесмена, вы еще успеете. Весь мир - театр, все люди актеры, весь мир лицедействует.

Алексей КИЯЙКИН

Назад Оглавление Вперед