Назад Оглавление Вперед

[Историческое фехтование]
A.M. Я так понимаю, для "Солдата Удачи"

     Холодное оружие еще рано списывать со счета. Да, при сравнении боевых возможностей поясного ножа и пистолета-пулемета преимущество будет за кинжальным огнем. Но никто не сказал, что этим все ограничивается. Фехтование, будучи продолжением возможностей рукопашного боя за счет удлинения руки, продолжает эти возможности и в плане общего развития.. Поэтому все, сказанное о рукопашном бое, применимо и здесь, от самообороны до воспитания духа и воли к жизни. Японцы после поражения во Второй Мировой возродили свой национальный дух в том числе - и в немалой степени - за счет умелой и массовой раскрутки национальных боевых искусств, дзюдо, айкидо и кэндо. Как вспоминал кинорежиссер Акиро Куросава, каждое утро он, как и все японские школьники, должен был идти на тренировку по кэндо, и в любую погоду махать деревянным мечом на открытом воздухе. Результат, наверное, очевиден всем - японцы 50-х более дисциплинированы и целеустремлены, чем их дети. В конце XX века и американцы, скоропалительно выбросившие штыковой бой из программы обучения солдат, вернули его обратно, убедившись, что он хорошо подходит для воспитания агрессивности.

     Наиболее известны, из всех нынешних фехтовальных метод, пожалуй, восточные. За счет умелой раскрутки своих боевых искусств (вспомним, хотя бы, фильм Куросавы "Гений дзюдо", или волну ниндзя-фильмов середины 80-х) на мировом рынке, Япония и Китай (в меньшей степени, Корея) приучили всех к мысли, что подлинно серьезные школы, преподающие бой с оружием и рукопашный, есть только у них. Однако, это лишь грамотно построенный пиар. На самом деле, совершенно не обязательно выписывать за морем сенсея, чтобы получить боевую подготовку.

     Во-первых, боевых искусств в Европе и без Востока хватало. Английский бокс (до ухода в спорт включавший и подножки, и удушения), французский саватт, русский стеношный бой - и, как правило, вооруженное единоборство ими рассматривалось как продолжение рукопашного. Во-вторых, русская (и европейская) состязательная традиция до самого последнего времени предлагала для народной забавы не только кулачный бой, но и фехтование на палках. В той же Англии успешно сосуществовали палочный бой на шестах в рост человека (йоменри), предок бокса и стрельба из лука, увязанные в рыхлую, но уже внутренне связную систему: мальчику сперва давали лук, одновременно он учился вращать шест (для владения большим луком, довольно толстым и тяжелым), а после шеста он учился владеть алебардой, все это время практикуясь в кулачном бое. В Новгороде времен феодальной республики допускалось использование длинных палок в массовых кулачных боях. В городах Италии в это время бои "стенка на стенку" тоже предполагали и кулачный, и палочный вариант. Теория не отставала от практики; первые учебники по фехтованию появляются в Европе в XII-XIII вв, - это, конечно, не эпоха Сун-Цзы, но все же многие известные трактаты по китайским боевым искусствам написаны позже, а до сих пор ценные книги Ауэрбаха и Талхоффера по рукопашному бою с применением оружия написаны в XVI веке - тогда же, когда оформлялись многие современные школы ушу.

     В более поздние времена фехтовальная и рукопашная подготовка в нашей стране тоже не была забыта, как это может показаться, например, при взгляде на XIX век. Просто она была, что называется, адресной.
     Например, в середине XIX в. в российских кадетских корпусах для развития координации, силы и ловкости предполагался довольно широкий курс фехтования. Не только на шпагах или саблях, но и штыковой бой, и - фехтование на палках около 1,2 м с концами (обоими), замотанными тряпками, в роли ударно-тычкового оружия. В казачьих частях преподавалось фехтование на пиках. От всего этого до наших дней дошло только фехтование на винтовках с эластичным штыком, вне армейского спорта не практикуемое.

     Так нужно или не нужно сейчас фехтование? С одной стороны, штыковой бой даже во вторую Мировую вели в основном те, кто не успел друг друга перестрелять при схождении. С другой стороны, кто знает, что может пригодиться в отрыве от основных сил. Опять же, кроме войсковых частей, на чем-то нужно обучать и бойца ОМОН с резиновой дубинкой. Да и воспитательное значение фехтования не меньшее, чем у любимых силовыми ведомствами рукопашных дисциплин. Будущие воины, которым по 14, с радостью схватятся за возможность сойтись друг с другом в фехтовальном поединке, только предложи. Тем более, теперешнее фехтование - это не только красивые позы с отставленной левой рукой, когда в правой зажата стальная хворостинка.

     Примерно с начала 90-х в стране де-факто существует полноценный жестко- и ограниченно-контактный вид спорта - фехтование на историческом оружии. Оно есть во многих формах и видах, некоторые из них патронируются на уровне Госкомспорта, некоторые гоняются приказом министерства внутренних дел. Практически, все они - наше достояние и родились здесь, у нас.

     1. "Мечи и кольчуги - это ваше".
     Примерно со второй половины 80-х годов известен как изыскатель в области рукопашного боя "русского стиля" А.Белов. Отметившись в лаборатории по изучению паранормальных явлений, собирая одно время материал для диссертации о физических упражнениях монастырской братии, самодеятельный исследователь русского язычества, он в 1988 г. зарегистрировал боевую систему под условным названием "славяно-горицкая борьба - объединенный русский стиль". Из-за довольно смутного видения изначального рукопашного боя конца Средневековья, во многом эта система стала синтезом действительно взятых из народа элементов с авторскими разработками, но - сплавленным достаточно цельной "внутренней" частью, благодаря чему эта система в конечном счете может считаться, в пересчете на японские мерки, уже не "дзюцу" (воинское ремесло), а "до" (Путь). Поскольку первоначально автор видел систему реконструкцией элитного, дружинного, рукопашного боя, то пластика движений рассчитывалась исходя из снаряжения княжеского дружинника -то есть на бойце есть кольчуга, наручи и шлем. Создатели стиля прыгали, бегали, кувыркались, рубились и бились на кулаках, не снимая с себя всего этого железа. Тогда немногочисленным славяногорам предсказывали, что им самое место - среди фольклористов, со всеми их мечами и кольчугами. Тем не менее, система постепенно выстраивалась и выстраивалась, бойцы смогли освоить и некоторые методики берсерков (убедившись, правда, что это тупиковый путь, ведь боец в боевом трансе не видит своих и чужих, убивая всех подряд), затем перейдя к системам "удар-бросок" и скоростным атакующим комбинациям, систематизированным, правда, на той же уникальной пластике славяно-горицы, которая немного похожа на родственный стиль Кадочникова, немного - на клановое ушу, вьетводао, немного - на волка, танцующего руский пляс. По боевым возможностям она сравнима с кикбоксингом, саваттом и самбо, хотя и напрямую сравнивать трудно.
     Однако, интересна славяно-горица не своей экзотичностью и эффективностью, хотя в свое время славяно-горицей заинтересовались и в Японии, и в Германии, а тренеры СГБ обучали, например, спецназ изолятора "Матросская тишина" и солдат спецназа ГРУ. Каждая система по-своему уникальна, и, как хорошее оружие, нужна на своем месте. Эта система интересна нам тем, что она - единственная на настоящий момент, систематизирующая любые движения бойца с традиционным холодным оружием, от английского шеста до топора и дубинки. Сейчас, когда фехтование историческим оружием разошлось по стране, все известные методические центры, создающие свои разработки, начинали в системе СГБ, и до сих пор разговаривают на том же языке, описывая тактические комбинации и отдельные удары. Когда-то начинающих бойцов в СГБ обучали основам боевого движения, давая в руки дубину или макет боевого меча, теперь, наоборот, постигнув начальный курс СГБ, боец может взять в руки практически любое одноручное или парное оружие. Сейчас, когда методики СГБ существуют в вариантах нескольких боевых систем ("СС-20" Александра Белова, "Федерация Славяно-горицкой борьбы", "Федерация вольного боя" Алексея Медведева и т.д.), некоторые из них могут заинтересовать соответствующие силовые ведомства. Например, интегрированные в преподавание "вольного боя" методики стеношного боя (когда-то служившего "тренажером-симулятором" для тренировки щитового строя) идеально подходит для бойца ОМОН, вооруженного щитом и дубинкой. А практикуемое в СГБ нескольких стилей боевое передвижение "волчий шаг" хорошо подходит для противостояния агрессивной толпе, что тоже много где пригодится. Ну, и первое поколение тренеров в клубах исторического фехтования тоже состояло из людей минимум с инструкторскими званиями по "славяно-горе".

     2. "Деревянный меч и плащ из занавески".
     Когда-то любимым экстремальным спортом и душевным отдыхом для молодой советской интеллигенции были альпинизм, туризм и песни под гитару. Вроде бы, что такого - лезть на горку, а между тем в горах можно и погибнуть, и необязательно только по своей глупости. Риск и красота природы просто привлекала "интелей". Как правило, все они сочиняли или слушали хорошие песни, читали хорошие книги и пробовали себя в экстремальных, как сейчас принято говорить, видах спорта. Позже, к началу 90-х, все эти занятия слились в одно - ролевые игры на местности. Грубо говоря, участники игры представляют большой спектакль-импровизацию, при этом два -три дня живя в собственных декорациях. Хорошее педагогическое средство, чтобы, например, вдолбить в деточек отдельные места курса истории, приучить читать книжки (игры проходят либо по реальным историческим событиям, либо по мотивам книжного сюжета) или дать им почувствовать на своей шкуре что такое на самом деле "закон джунглей" и "закон-тайга". Кроме того, неплохая психологическая разгрузка, как тот же пэйнтбол. Вот почему занялись этим сразу и взрослые, и дети. С 1990 года традицией стало делать игры по сюжетам из сказочной фантастики и средневековой истории, с самодельными костюмами, деревяными мечами, штурмом крепостей и правилами внутреннего распорядка. Этакая "Зарница", где участники еще крутят с десяток сюжетов, и достраивают эти сюжеты как считают нужным.

     На всех этих играх есть фехтование на макетах исторического оружия, сделанных из дерева, пластмассы (листовой стеклопластик) или алюминия. От реального боя отличие лишь в том, что ограничен как контакт (в полную силу нельзя, хотя синяки, бывает, остаются), так и зона поражения (минус голова и пах), а оружие скруглено и смягчено где можно. Но это гораздо азартнее спортивного фехтования, где после каждого удара противников разводят, и зрелищно как исторический фильм. Правда, требуется немало воображения, чтобы два-три дня жить, изображая собой выбранного героя, общаясь от его имени с другими игроками. Ну да это не важно, а важно то, что вслед за играми, которые проходят по лесам в теплое время года, в городах прописались сборища подростков и студентов, которым мало игр и которые продолжают фехтовать на своих деревяшках круглый год. Их никто не воспринимает всерьез, безвестный журналист обозвал их толкинистами (раз уж первая массовая игра была по сюжету английского писателя Толкина), их раз за разом изображают инфантилами, пьющими пиво вдали от родствеников и машущими кое-как сделанными деревяшками. Но, господа! Массовость этого увлечения сродни той популярности русского хоккея в послевоенных дворах, которая дала первое поколение советских хоккеистов, "сделавших" канадскую сборную. Кто знает, во что эту энергию можно преобразовать, не пропадать же ей зазря. По непуганому молодому энтузиазму, это движение само для себя насоздавало немало интересных вещей, от школ средневекового танца до школ фехтования в ограниченном контакте. А известные мне истории о том, как на спор или при приеме в очередной ЧОП очередной "толкинист" (из принципа собирал только проверенные байки об общих знакомых) показывал обученному бойцу ОМОН, как правильно пользоваться щитом и дубинкой, насчитывают уже почти десяток. Этим деткам, по крайней мере, не все равно, и у них есть - пусть они шли к нему не самой прямой дорогой - свой патриотизм и свое уважение к моральным ценностям. Так что эту молодежь просто нужно правильно использовать, и не ограничиваться спущенным по городским УВД приказом "Об усилении...", где "толкинисты" стоят в одном ряду с панками и футбольными фанатами. Минимум один из моих хороших знакомых из этих кругов уже преподает владение холодным оружием в силовых структурах, не считая знакомых игроков из МВД и ФСК.

     3. Нормальный спорт для ненормальных русских, или об историческом фехтовании.
     У русских действительно есть такой вид спорта. Теперь уже есть, во второй стране мира после Польши. Вышел он отчасти из еще советской закалки движения униформистов (кроме эпохи Наполеоновских войн, в СССР военно-исторические клубы занимались и снаряжением римского легиона, и скифской стариной), отчасти из тех же ролевых игр, благо люди во всем этом были одни и те же - то ли "узок круг...", то ли "тонка прослойка...". Сначала были попытки изобразить на играх тактику того или иного воинства, потом реконструкция боевых приемов стала самоцелью. Униформисты, со своей стороны, тоже, обрядившись в сукно или железо и взяв железо в руки, хотели научиться это железо применять. Так, например, в Екатеринбурге в 80-е появился Театр Оружия, признанный рыцарскими клубами Англии. К началу 90-х на каждой ролевой игре проводился фехтовальный турнир по игровым правилам, но этого им было мало, и около 1992 года в среде ролевых и военно-исторических клубов разошелся манифест, подписанный руководителями двух военно-исторических клубов, призывающий начать организацию рыцарских турниров по правилам времен императора Максимилиана, на стальном затупленном оружии, без колющих ударов, по зоне поражения, включающей голову. Так, в 1992-93 гг., появилась сперва прослойка между миром униформистов и миром ролевых игр, а затем полноценное движение исторической реконструкции.
     Развивалось это движение по двум составляющим - костюмной и боевой. Разделить их окончательно, пожалуй, невозможно: до сих пор на спортивных уже турнирах все еще проводится историческая комиссия, отсекающая откровенно "модернистские" фасоны защитного снаряжения, а каждый фестиваль исторической реконструкции (московский "Альтинг", минская "Белая башня" и пр.), кроме конкурса исторического костюма, турнира менестрелей и бала, обязательно включает и турнир по стандартным боевым правилам. Чтобы запутать картину еще больше, добавим, что многие фехтовальщики до сих пор применяют на практике свои умения, выезжая на большие ролевые игры, а из мира ролевых игр вербуется больше половины начинающих спортсменов. Может быть, поэтому новый спорт все еще активно развивается, не успев обрасти спортивной номенклатурой, интригами в Госкомспорте и допинговыми скандалами.

     Как и другие детища перестройки, вначале движение не требовало легализации. Первые турниры в Белгороде, Пензе, Саратове прошли с участием городских властей, но без фиксации принадлежности к какому-либо виду спорта. Позже "власть переменилась", да и новорожденному спорту оказалось все труднее и труднее поддерживать снабжение своих клубов - для боя нужен меч, который приходится заказывать в кузнице, а срок жизни у кованого клинка редко превышает год; не лучше и с доспехами, шлемами, щитами, защитой рук. Кроме того, принятый тогда Закон об оружии поставил клубы исторического фехтования перед выбором: либо рисковать конфискацией оружия в каждом отдельном случае, либо объявлять его спортивным оружием и легализоваться как спортивные организации, имеющие право на хранение. Второй выход оказался удачным, и в 1997 г. тульский клуб исторического фехтования (когда-то вышедший из той же СГБ) смог, наконец, "пробить" появление в Федерации Фехтования России отделения исторического фехтования: стандартная номинация - меч и щит, произвольная - оружие по выбору.

     Собственно, кроме легальной вывески, это мало что дало клубам по стране; мечи все так же заказывались за десятки долларов или за бутылки, вручную плелись кольчуги и гантелями выколачивались шлемы. Даже методические разработки получались самостоятельно, хотя, надо сказать, для роста уровня тренеров много сделала кафедра фехтования Академии Физкультуры.

     Сейчас историческое фехтование имеет минимум три формулы: "старая" школа, ведущая бой до набора нужного количества очков (редко более 5) , с разведением бойцов после каждого результативного удара, "тульская" школа, многое взявшая от тактики славяно-горицы, в ней очень жесткий и скоростной бой ведется на время, в конце боя у каждого бойца подсчитывается количество пропущенных ударов, и объявляется победитель; и "зареченская" школа (от города Зареченска в пензенской области), предпочитающая легкие мечи (1-1,2 кг вместо 1,8 кг по стандарту Федерации), и скорости, сравнимые с боевыми скоростями СГБ - до трех полноценных ударов в секунду, при общем весе снаряжения в любой из версий - 25-30 кг!

     Как бы то ни было, историческое фехтование - это тоже своего рода Russian Style, которым мы можем гордиться. Клубы любителей бить друг друга по голове чем-то железным есть и в Англии, и в США, и в других странах, но везде это - историческое шоу, показуха для зрителей. Наши же любители сделали это жестким спортом для настоящих мужчин, как ни странно, с травматизмом не больше, чем в среднем по боксу.

     К чему бы это все в "Солдате удачи"? Да к тому, что у стрелков-практиков есть пэйнтбол, для воспитания стрелка в условиях, приближенных к боевым. А чем воспитывать бойца со щитом и резиновой дубинкой? Опять же, для воспитания допризывников историческое фехтование хорошо пригодно. Это только со стороны кажется, что все легкое, а как наденешь на себя 10-15 килограмм доспеха, потом сверху кованый шлем, весом со "сферу" с забралом, в леву рученьку трехкилограммовый щит, в праву рученьку - меч на кило восемьсот, а еще набедренники с коваными наколенниками, да наручи - и чувствуешь себя бойцом, успевая все это ворочать на хороших скоростях. Попробуйте - вдруг понравится.

Пoсадник

Назад Оглавление Вперед